Не знаю, поймет ли рассказ нынешнее поколение , но тем кому далеко 40, точно воспримут колорит того времени.
Это случилось в далёком 1974году. Работал я тогда водителем в автобазе связи. Вызывает как то нас, пятерых молодых ребят к себе завгар. Суетной, рыжий и крикливый дядька , но в общем не злобливый и добрый в душе человек
- Ребята, вам надо прокатиться за новыми автомобилями в соседнюю республику Армению, в г. Ереван и пригнать оттуда новые машины. Но смотрите, Республика специфическая, гостеприимная,конечно, но всяко может случиться,как хорошее, так и всякая мелкая каверза -какая, никакая подвернуться может. Да и через Грузию придется ехать, через перевал Крестовый, дорога - не подарок.В общем смотрите там, вы парни серьезные, не подкачайте. Старшим водителем назначает Валеру. Ну что же, сказано - сделано. Долго ли молодым, да ещё умеючи .Быстренько собрались, на самолёт, перевалили через Кавказский хребет, и вот она, да здравствует солнечная Армения! Встречать пассажиров бросилась шумная ,толкающая друг друга толпа ереванских таксистов.Садимся в изрядно помятый жизнью старый, громыхающий всеми внутренностями и членами РАФик, так и не поняв , поедем мы по маршруту, или нас повезут "вольные армянские стрелки" туда, куда нам именно надо. Долго ли коротко, но через полтора часа, заплатив "по трешке с носа " добрались до гостиницы. Как выяснилось, этот вояж мог обойтись нам всего по рублю. Не буду описывать как "гостеприимно" полегчали наши кошельки за сутки пребывания в сей обители, но утром мы бодро ожидали троллейбус, который домчит нас до вожделенного автозавода.И вот он рогатый представитель общественного транспорта, славного города Ереван. Входим. Справа на кондукторском сиденье, монументом, возвышается НОС! Именно - НОС, с пышной растительностью под ним, с густыми бровями и со сниходительностью взирает на нас.
- Пожалуйста, нам 5 билетиков,- произнес Валера и подал НОСУ пятидесятикопеечную монету. Монета с тихим звоном исчезла в бездонной сумке повелителя транспортного средства. Ждём. НОС важно отварачивается от нас по ходу движения.
- А билеты и сдачу можно?- снова вопрошает Валера.
Из под пышных усов раздается густой бас:
- Вай! Паслющяй,дарагой, зачэм абижяешь,а?Сколька надо тэбэ билэт? Вазми, уважаемый!
И в нашу сторону с шелестом ёлочной мишуры, извиваясь на сквозняке летят метров пять троллейбусных билетов. Мы опешили и тихонько ретируемся на заднюю площадку, дабы не провоцировать эмоционального кондуктора .Через полчаса предстаем перед вратами производителя шедевров отечественного автомобилестроения - Его Величества Завода ЕрАЗ.
Нас любезно провожают в отдел сбыта, предупредив , что мы можем "Вибирать лубой автомащина, на какой глаз ляжет, толко инструмэнт отдэлно, 5 рубэл, и запасной калесо отдэлно, 5 рубэл". Оформляем документы, и мы в цеху готовой продукции. Проходим мимо стройного ряда новеньких машин в сопровождении мужичка, который нам объясняет, что мы дескать их "земляки", и поэтому к нам такой подход, машины выбираете, а другие просто получают какую дадут, и все.
Да, зрелище прямо скажем - не верь своим глазам. Несколько авто явно с рождения больны - с раскоряченными колесами, другие с пересаженными органами под днищем от старых машин. На неудоменнвй вопрос Валеры - что это за конструктивные преобразования, завцехом флегматично отвечает:
- Дарагой !Малчик маладой в трэтий смэна мащина дэлал, спат хатэл, пэрэпутал что- то.
Ладно, в душе соглашаемся мы,спорить не будем. Видимо ,действительно, какие то производственные недочёты, приукрашенные местным колоритом.Зато перед водительскими сиденьями, О, ЧУДО !Красуются рули от Волги ГАЗ21, да ещё и черного, необычного цвета!Чувствую, как на мое плечо легла чья -то рука и вкрадчивый голос произносит:
-Уважаемый, рул не прадаш? Оборачиваюсь, на меня вопросительно хитро смотрят глаза завскладом.
- Как это, продай?! - пытаюсь возмутиться я, и мои брови сами по себе изумлённо взлетели вверх.- Как я без руля поеду, да и чем я на работе объясню отсутствие оного?!
Ничего не возвразив он молча отходит. Наконец расплатившись за запаски и инструмент по червонцу с каждого, торжественно покидаем "гостеприимную" территорию завода. Путешествие по
"специфическим" республикам начинается.
У первого же кафе, где остановились пообедать, замечаем кучку колоритных мужчин, что - то бурно обсуждающих.Вдруг один из них , с огромным пивным животом отделяется от группы и направляется в нашу сторону:
- Э! Уважаемые! Рул нэ прададытэ? Очен,очен нада! Харашо платыть будэм!
Обедать почему - то сразу перехотелось. Молча разбредаемся по машинам и уезжаем.Через несколько перекрестков, едущий впереди Валера, вдруг резко тормозит на зелёный свет, потому что слева , пересекая и ему путь, со скоростью гоночного болида просвистел какой - то местный Шумахер.То ли от торможения, то ли ещё от какой - то нам непонятной причине у Валеры резко распахиваются обе дверки машины, ломая ограничители , сминая обшивку и едва не снеся полбока едущий параллельно с ним Волги. Из открытого окна слышится возмущенный голос владельца:
- Слющай!Зачэм на такой рухлядь едэш?Зачэм людэй пугаешь?
Наша колонна остановилась, подошли к Валере, как то закрыли дверцы и снова по машинам. Пытаюсь тронуться с места, но мой железный конь глохнет, не стронувшись ни на сантиметр. От "качественного" изготовления кулис включились две передачи.
Сзади собрались несколько горячих армянских автолюбителей, кто на "позорных "Москвичах", а большинство на престижных 21-х. Раздается дружный и мощный рев клаксон.Выхожу из кабины и растерянно развожу руками. Тут же ко мне устремляется когорта владельцев, как Москвичей, так и престижных Волг, и мой ЕрАЗик в мгновение ока оказывается на обочине.
После длительных мучений как - то получилось тронуться с места. Едем дальше. "Резина" на моей машине жалобно визжит на поворотах, и пытается утянуть в кювет, подальше от трассы, при этом нещадно съедая протектор , вызывая тремор руля. Вечереет. Надо бы на ночлег в гостиницу. Но помня о неуемных аппетитах местных "заезжих дворов", решили переночевать на свежем воздухе в палатке, благо такое жильё у Валерия имелось. Остановились в живописном месте, раскинули бивуак. Костёрчик распалили. Шулюмчик сварили из купленный бараньей ноги. Ну и, конечно, не обошлось без пары рюмочек, перешедших постепенно в разряд, - "чем поят лошадей".
Утро. Безмятежное солнечное утро! Позавтракали. Надо проверить машины перед дальней дорогой. И, тут от машин стали раздаваться крики, приправленные такой непечатной лексикой, какая не могла приснится в страшном сне последнему сапожнику. "РУЛ!!!",прекрасный, черный "РУЛ" гордо венчавший произведения Ереванского завода без всяких следов ИСЧЕЗ сразу с пяти автомобилей!!! Вместо них на валах зиждились обшарпанные,потрескавшиеся баранки от старых Газиков и бог весть еще от какой древней техники. Мозг нещадно, назойливо, стала донимать мысль - да лучше бы продали, хоть какую-то пользу поимели, но делать нечего ехать надо .Каждого из нас грыз червь беспокойства, как докажешь начальству, что "РУЛ" не жертва алчности, а происки коварных закавказских автолюбителей. И вот доезжаем до Грузинского селения.Дальше - Крестовый! Дорогу перегораживают огромная толпа танцующих, веселящихся грузин. Поняли, это свадьба! Нашу маленькую колонну тут же окружили весёлые усатые и безусые грузины, и не принимая никаких возражений, принялись дружно стаскивать нас из кабин и приглашают за богатый грузинский свадебный стол ,ломящийся от изысканных блюд и издававший восхитительные ароматы. Отказаться не было никакой возможности.
-Нэльзя абижать хазяев таржэства !
Да если честно, и не хотелось. Поднесли нам по рогу вкуснейшего грузинского домашнего вина, как штрафную, ёмкостью где -то литра 2,5 ,которую надо было опорожнить не останавливаясь "за маладых, за радитэлэй ", и весть знает за кого, а ещё за всех сразу скопом.Неподчинение, значит не уважение . Уважили. А ехать то надо, но как? Остаться - значит залипнуть здесь надолго, вынесет ли наш не приученый организм такое испытание. Решили как-то ехать. Нас клятвенно заверили, что впереди у нас 'зелёный коридор", и никто нас пальцем не тронет. Быть по сему! Поехали. И вот впереди пост ГАИ. Дальше - подъём на перевал. Знак "Проезд без остановки запрещён". Навстречу нам выходит внушительных габаритов старшина, крутя на верёвочке "полосатую кормушку". " Вот тут нам и всё , подумал каждый из нас. Похоже влипли.
-Вы со свадьбы? - грозно вопрошал старшина, направляя на Валеру жезл ,как ствол пистолета.
- Ну, да, с ней самой - пробормол Валера.
-Проезжайте! - и, величаво махнул жезлом, изрек старшина.
Две волны, одна холодная, другая горячая, прокатилась по телу сверху вниз, извлекая из пяток душу - "Мать честная,пронесло !"
Дружно хлопнули дверцы и наша измочаленная приключениями маленькая колонна, свистя угробленными шинами и громыхая, как полковой барабан расхлябанным крепежом помчалась вверх. К перевалу! Далее наше путешествие сложилась вполне благополучно. Даже вездесущие стражи дорожного порядка ни разу нас не остановили, видимо проникнувшись чувством сострадания к виду наших "боевых"единиц", как будто возвращавшихся с полей сражений. И начальство, поначалу побурчав, глядя на в хлам измочаленные шины и на непрезентабельный вид наших "Буцефалов" милосердно оставило наши премиальные в целости и сохранности. А наличие видавших в жизни немало рулей, убедил их в нашей непричастности к таинственному исчезновению их предшественников. Вот такое было "путешествие" в братскую республику за новыми "средствами производства ".
А в гараже ещё долго подтрунивали над нашими приключениями, а старшему водителю Валере к фамилии прицепили суффикс "ян".