История этого сооружения начинается в 1930-х — именно тогда были начаты разработки известняка для постройки Волжского Гидроузла.
Месторождение получило название «Старая Жила». Добыча происходила, по-видимому, так же, как и в соседних Сокских Штольнях — буровзрывным способом. Как и в Штольнях, трудились на разработках узники Самаралага. К выработке была проложена железнодорожная линия, а у входа в штольни построен дробильно-сортировочный комплекс.
После ВОВ выработки вторично использовались в качестве складов боеприпасов — косвенно об этом говорят характерные разветвления у входов в основные штольни — конструктивная особенность, позволяющая гасить взрывную волну в случае ЧС.
Тогда же была нанесена бетонная опалубка на стены и проведена система вентиляции. Однако как склад сооружение работало недолго — это связано с повышенной влажностью в подземельях. В 1950-е выработки переоборудовали в хранилище запасов ГосРезерва.
Тогда же, они и стали называться «Холодильником» — «Хладокомбинатом № 2». Штольни и штреки были расширены, а под землей оборудовали ≈27 холодильных камер общей вместимостью 16 тысяч тонн. С помощью аммиачно-рассольной системы охлаждения в них поддерживалась постоянная температура до -18 градусов.
Каждый год происходила ротация припасов — на склад привозили новые, а старые реализовывались (отправлялись в магазины или распределялись среди военных). Так было до 1992-го года, когда «Холодильник» был рассекречен и прекратил свое существование как стратегический объект.
С этого времени начинается постепенное «умирание» сооружения. С приходом «нулевых» любителями подземелий и городского туризма началось активное посещение объекта. В 1997-м предприятие приватизировали и начали использовать под коммерческие нужды: часть камер сдавалась в аренду, в другой была организована ферма по выращиванию грибов вешенок, часть просто пустовала. Постройки на поверхности также использовались по-разному.
Но содержать большие объёмы было неоправданно дорого и невыгодно, и в 2010-м, после смены оборудования, большинство камер было отключено. В них установилась «естественная» температура. Впрочем, за почти 50 лет выработки «промерзли» настолько, что на их стенах образовался толстый слой льда, в некоторых местах превышавший полметра. Благодаря этому в помещениях комбината на протяжении нескольких лет сохранялась низкая температура без специального охлаждения. Некоторое время в выработках ещё проводились квесты и экскурсии, но и они прекратились через несколько лет после очередной смены руководства. Остававшиеся открытыми входы были вскоре забутованы, а в самих помещениях установлена сигнализация. В 2018-м в «Холодильнике» отключили последние две камеры глубокой заморозки.
Одна из бывших камер глубокой заморозки — на стенах ещё остался слой льда, правда, со временем он истончился.
Коридоры с бетонной опалубкой.
Иногда в «Холодильнике» проводят игры или квесты, вот и противогаз забытый после очередной игры. А еще елка оставленная после новогодних праздников.
А здесь можно оценить толщину льда на стенах — когда-то она была ещё больше!
Найденные запасы морковки.
Очень красиво выглядит иней. Намерз на проводке, потолке, стенах. Словом иней есть на всем, что имеет поверхность.
Большая часть ходов выработки, представляет собой сейчас вот такие коридоры. Которые служили для перемещения сотрудников по объекту.
Под камеры были оборудованы не все подземелья — часть из них осталась в «первозданном» виде и почти не подверглась изменениям. Сегодня это так называемые «Дикие части», которые выглядят так же, как выглядела вся система в 1930-е, когда была выработкой.
В наиболее обширной из них есть настоящее «белое море» из плесени. Так (ну, или почти так) выглядели знаменитые Сокские штольни, когда в 1998 в них впервые проникли подземные исследователи. Самарский "холодильник" . Вагонетка для добычи известняка.
А вот и одна из немногих камер, которые всё ещё используются. Правда, температура в них уже не та.
А такие таблички появились в «Холодильнике», якобы, после того, как одного из сотрудников случайно заперли в камере, и он пробыл в ней всю ночь. Несколько часов он перетаскивал из угла в угол баранью тушу и только благодаря этому не замерз. Хотите — верьте, хотите — нет.
Бочонки. По одной из версий, остались с 30-х годов, и использовались для хранения селедки, которой кормили заключенных Самаралага. По другой (и более вероятной) — в них просто хранилась рыба во времена, когда выработки использовал Госрезерв СССР.
Словно напоминанием о послевоенных годах в истории объекта (когда он был складом боеприпасов) в ящиках остались гильзы и магазин. Но сейчас они осталось от квестов и к функциональному назначению объекта теперь отношения не имеют.
Дальнейшая судьба объекта остаётся открытой. Как думаете, для чего его могли бы использовать? Может быть здесь стоит сделать музей?
Каталогизация: #urbexrussia (индустриальный туризм в России)
Теги: #самара #ссср