Диего Барбер (Diego Barber), испанский гитарист, живущий в Нью-Йорке, играющий на стыке классики, фламенко и в джазовых составах, говорит об усилении: «До недавнего времени мои живые концерты были похожи на подбрасывание монеты — при орле звук был изумительным, а при решке — ужасным».
Знаменитый классический гитарист кубинского происхождения Мануэль Барруэко (Manuel Barrueco) соглашается с ним: «Когда усиление хорошее, это просто фантастика для игрока. У вас больше динамики, вы чувствуете, что вас слышат, и это расширяет диапазон выражения. Ужасно, когда у вас плохое усиление. Даже с самым выразительным инструментом в мире усиление становится продолжением вашего инструмента. Очень беспокоит, когда вы чувствуете, что публика слышит звук более низкого качества, чем вы можете издать».
Электрогитаристы обычно предпочитают усиление, которое намеренно окрашивает тон, выбирая усилители, сильно различающиеся по характеру. Они часто применяют эффекты, которые дополнительно обрабатывают звук. Но для гитаристов с нейлоновыми струнами (и большинства акустических исполнителей на стальных струнах) цель усиления почти неизбежно состоит в том, чтобы создать звук, отражающий естественный «выход» инструмента.
И хотя среди классических гитаристов явно существует консенсус в отношении того, что исполнение без усиления является предпочтительным, реалии сегодняшнего пространства для выступлений и ожидания публики часто требуют разумного использования усиления звука.
«Есть что-то очень человечное, естественное и фундаментально прекрасное в том, чтобы слышать, как музыкальный инструмент звучит в чистом виде», — замечает Сюэфэй Ян (Xuefei Yang), одна из лучших классических гитаристов в мире и первый всемирно признанный китайский гитарист на мировой арене. «Если позволяет акустический характер помещения, я всегда предпочитаю выступать без усиления. Однако мы живем в реальном мире, и нам часто приходится играть перед большим количеством людей в местах, не идеально подходящих для игры на инструменте. Выступление должно быть связано с впечатлениями публики, и если удачное усиление может помочь, пусть будет так».
Взять всё под контроль
Первый шаг, который могут сделать классические гитаристы — это стать специалистами и максимально контролировать своё усиление. Во время гастролей это часто приводит к иным стратегиям по сравнению с выступлениями «дома».
Сюэфэй Ян говорит: «Мы соглашаемся использовать местную звуковую систему на наиболее известных площадках, а на других площадках можно арендовать определённое оборудование. Для небольших площадок у меня есть собственный базовый комплект, который даёт приличный звук. Я встречаюсь со звукорежиссёром в день концерта, и проверка звука состоит из игры, прослушивания и внесения корректировок, когда мы вместе работаем над поиском звука».
«Как только я убедился, что система усиления является продолжением инструмента, у меня появилось собственное оборудование», — объясняет Барруэко.
Бенджамин Вердери (Benjamin Verdery, американский гитарист) заранее обращается к концертным площадкам, чтобы определить, какое оборудование у них есть, и предупредить их о своих потребностях. «Если вы играете с ансамблем, особенно полезно отправить звукорежиссёрам записи произведения. Чаще всего у меня были отличные специалисты по звуку, которые действительно знают, как устранять неполадки и получать чистый красивый звук как в зале, так и на мониторах. Но чем больше они знают заранее о ваших инструментах, оборудовании и вашей музыке, тем больше времени вы сэкономите».
Диего Барбер старается контролировать как можно больше: «Я стараюсь сделать так, чтобы не только мой звук, но и звук усиления был как можно более похожим на каждом концерте, а это очень сложно... Я всё ношу с собой и ни о чём не прошу. Я не рискую использовать оборудование, которое мне не принадлежит, или кабель, отличный от своего».
Видео: «Virgianna by Diego Barber».
В книге «Неортодоксальная гитара: руководство по альтернативной практике исполнения» («Unorthodox Guitar: A Guide to Alternative Performance Practice», 2017) Майк Френгель подробно описывает различные стратегии усиления гитары при исполнении. Обычно используемые методы включают высококачественный микрофон со студийным монитором. Также — усилитель для акустической гитары, использующий звукосниматель в гитаре, часто совмещённый с микрофоном.
Акустическая гитара — это точечный источник, проецирующий звук из чётко определенного места. Потенциальный недостаток этого на концерте заключается в том, что положение слушателя по отношению к сцене может сильно повлиять на баланс. Хорошее усиление может не только сделать звук со сцены громче, но и равномерно распределить его по аудитории.
«Ошибочно думать, что существует "настоящий" звук гитары. Звук, который мы слышим, в значительной степени определяется нашим окружением», - заключает Сюэфэй Ян. «Разные люди, в том числе профессионалы, имеют разные вкусы в отношении объема и тона, а акустика может измениться, когда большой зал заполнен людьми. Я уделяю больше внимания звуку, когда играю в больших залах, поскольку это важный фактор, влияющий на оценку выступления публикой».
По материалам публикации (англ.).