Конец 60-х для Роллинг Стоунз золотой век, когда был в полной мере раскрыт потенциал группы. После не очень удачного Their Satanic, который не был принят ни критиками, ни поклонниками. группы, происходит смена продюсера - Эндрю Олдхэм покидает свой пост. Проверка нового продюсера на альбоме Beggars Banquet оказалось блистательной. Альбом входит в Топ-10 и в Британии и в США.
1969 год вместе с Let It Bleed закрепляет место Стоунз среди лучших групп мира. Хотя и того, что уже было создано ими до этого, было достаточно и их место среди лучших групп ни у кого не вызывало сомнения - Стоунз группа со своим неповторимым лицом. А дуэт авторов Джаггер-Ричардс по количеству хитов не уступает Леннону и Маккартни.
И вот в 1971 году, то есть, пятьдесят лет назад "Роллинг Стоунз" выпускают одну из своих величайших пластинок. Казалось, что после Let It Bleed уже ничего лучше создать нельзя. Можно только повторить. И вот 70-е годы они начниают уже со своей новой торговой маркой - Tongue and lips - Язык и губы. Альбом демонстрирует головокружительный набор стилей и влияний и показывает Джаггера и Ричардса на пике их совместной работы как авторов песен.
За несколько дней до того, как они должны были выступить с чудовищным концертом на фестивале на калифорнийской трассе Altamont Speedway в начале декабря 1969 года, The Rolling Stones отправились в студию Muscle Shoals в Алабаме и записали несколько новых треков. Точнее три песни были записаны. Они взяли несколько дней отпуска в своем турне по США, и Кит Ричардс предложил им использовать это время с пользой. В течение 72 часов (2-4 декабря) они записали "Brown Sugar", "Wild Horses" и "You Gotta Move".
Они уже подумывали о своем первом альбоме в 1970 году, новом десятилетии, свободными от контракта с Декка, несмотря на то, что Let It Bleed к тому времени еще не вышел. Он был выпущен 5 декабря, на следующий день после того, как они покинули студию Muscle Shoals с тремя записанными новыми песнями, и за день до того, как они приняли участие в одном из самых известных концертов в истории, хедлайнером бесплатного фестиваля Altamont Speedway котрого они стали.
В группу, которая так усердно работала в Muscle Shoals, входил и 20-летний гитарист Мик Тейлор. Он присоединился к ним летом, заменив проблемного Брайана Джонса, которого уволили из группы. Через месяц Джонса нашли мертвым в бассейне. Тейлор легко освоился в группе и доказал, что он так же искусен в студии, как и на концерте.
Любопытно, что Джимми Миллер, бруклинский продюсер, который изменил судьбу группы с выпущенным прошлым годом Beggars Banquet — восторженно принятым критиками в отличии от холодного приема ими Their satanic - не присутствовал в студии на их записи этих трех первых песен. Но его вклад в общий успех альбома никем не оспаривается.
Вполне вероятно, что Sticky Fingers вышел бы в 1970 году, если бы не трагедия, развернувшаяся в Альтамонте. Но он так и не вышел до 23 апреля 1971 года — то есть, ему исполняется 50 лет на этой неделе.
Казалось бы, потрясенные музыканты взяли тайм-аут в результате срыва концерта в Альтамонте, в котором четверо зрителей были убиты и несколько человек получили ранения из-за плохо организованной безопасности, за которую отвечали байкеры Hells Angels. Хаос был запечатлен в оригинальном полнометражном документальном фильме братьев Мэйслз "Gimme Shelter", который вышел через год после концерта.
Несмотря на то, что Джаггер и Ричардс были озадачены тем, как прошел концерт, получивший название "Вудсток Запада", они были на пике популярности как авторы песен, и временные проблемы можно было отложить в сторону во имя искусства. Оглядываясь назад, группа была неудержима в творческом плане между 1968 и 1972 годами. За этот короткий промежуток времени они создали четыре неоспоримых шедевра в рок-музыке, а именно Beggars Banquet, Let It Bleed, Sticky Fingers и Exile On Main St., и все они были созданы с участием продюсера Джими Миллера. Сюда можно было бы добавить неплохой, но не столь ровный, как предыдущие - Goat's Head Soup в 1973 году и таким образом, завершивший "золотой век Роллинг Стоунз". Кстати, и Мик и Кит признают, что в этот период они создали свои лучшие альбомы.
Sticky Fingers (Липкие пальцы) начали по-настоящему обретать форму в двух лондонских студиях, Olympic и Trident, а также в Stargroves, загородном особняке, принадлежащем Джаггеру. Вскоре все, кто был связан с записью, почувствовали, что у них получилось что-то особенное - и такой же была реакция как критиков, так и широкой публики, когда пластинка вышла. Такое единодушие редко наблюдалось ранее.
В то же самое время многие утверждают, что следующий за Пальцами двойной альбом Exile on Main St является лучшим альбомом Stones. И все же Sticky Fingers имеет веские основания быть их самым сбалансированным, выверенным до последней нотки, великолепным с точки зрения композиторского таланта Джаггера и Ричардса произведением рок-музыки. На протяжении 46 с половиной минут и 10 треков группа демонстрирует, почему их по праву можно называть гигантами рока. На альбоме присутствует головокружительное множество стилей и влияний, и все они доводятся до зрителей с самоуверенностью великих музыкантов, знающих свое дело и которым подвластен любой музыкальный стиль.
Открывает альбом Brown Sugar. Возможно, она и имела тогда шокирующее содержание, но невозможно представить себе песню, столь легкомысленно и бойко отсылающую к работорговле и насилию над людьми, выпущенную сегодня каким-либо крупным артистом. Почти каждую строчку трудно переварить, но второй рифмованный куплет песни делает особенно мрачным прослушивание песни "“Scarred old slaver knows he’s doing alright,” (Старый работорговец со шрамами знает, что у него все хорошо), - поет Джаггер. А дальше во время записи в студии Мик пропускает строчку: “Hear him whip the women just around midnight.”(Услышь, как он хлещет женщин около полуночи). Джим Диккинсон, приглашенный пианист, который находился в аппартной, заметил это и сказал звукорежиссеру, но отказался сказать это громко Мику. Джаггер перезаписал песню уже с этой строчкой, чем очень в последствии гордился Джим. "Бог свидетель, Hear him whip the women - это осталось из-за меня" - вспоминал он потом.
Эта песня регулярно входит в концертный репертуар группы и обычно завершает основную часть концерта. Это четко показывает ее место в каталоге песен Стоунз.
Годы спустя фронтмен упрекнул себя. - "Одному богу известно, о чем я пою в этой песне. Это какая-то мешанина. Все неприятные темы в одном флаконе... Теперь я бы никогда не написал такую песню. Я, вероятно, включаю свою внутреннюю цензуру. Я не могу так просто писать такие строки".”
Музыка на альбоме экстраординарна и вся построена вокруг фирменного тюнинга Ричардса "open G", который был вдохновлен несколькими годами ранее другим великим гитаристом, Раем Кудером. “Это сильно ограничивает тебя”, - сказал Ричардс позже. “Пять струн, три ноты, два пальца... один чудак! (непечатно) И есть что-то в этой ограниченности, что открывает тебе новые возможности.”
Тейлор не отставал от других и также давал о себе знать, не в последнюю очередь на зрительском фаворите "Can't You Hear Me Knocking". Это его гитарное соло мы слышим, которое берет верх над Ричардсом на отметке в четыре минуты 40 секунд и переводит песню в длинное завершение в течение последующих двух с половиной минут.
Песня состоит как бы из двух частей - основная (первая) часть потом дополнена спонтанно записанной сессией уже после того, как основная часть была записана, а звукорежиссеры продолжили запись, не сказав об этом музыкантам.
Для записи песен на альбоме Стуонз как и на предыдущих альбомах широко использовали приглашенных музыкантов. Например, на открывающей вторую сторону пластинки Bitch мы слышим саксофон Бобби Киза и трубу Джима Прайса.
Ссылки на секс и наркотики cлышны на нежной балладе Sister Morphine, песне немного мрачноватой по сути, которая была написана в соавторстве с подругой Джаггера между 1966 и 1970 годами, Марианной Фейтфулл.
В альбоме обращает на себя внимание одна из самых нежных баллад Stones. Wild Horses, которую первыми исполнили Грэм Парсонс и Flying Burrito Brothers. Они записали свою собственную версию песни почти за год до выхода Sticky Fingers, но композиция Джаггера — Ричардса в их исполнении была в основном завершена в Muscle Shoals годом ранее.
“Все говорят, что это было написано о Марианне, - позже сказал Джаггер о Диких лошадях, - но я не думаю, что это было так; к тому времени наши отношения закончились. Но эмоциональная глубина этой песни определенно спрятана где-то внутри меня. ”
“Точно так же, как Satisfaction, - вспоминал Ричардс, - Wild Horses написались практически сами. Я напоролся на аккорды, решив поработать с двенадцатиструнной гитарой - отсюда на этой песне такое настроение и такой звук, щемящая одинокость. Вроде видел все это во сне - и вот оно уже у тебя в руках. Только во сне можно видеть диких лошадей, и какая фраза будет следующей? Couldn't drag me away..., само собой".
На этой песне должен был играть пианист Иэн Стюарт, но он отказался - ему не понравилась грустная мелодия. Поэтому пригласили Джима Диккинсона. Песня была записана с двух дублей. Диккинсон вспоминал, что Кит написал ее как колыбельную для своего сына Марлона, только что родившегося. А Мик переделал ее и получилось явно о Марианне Фейтфул.
После серьезных юридических проблем со своим бывшим менеджером Алленом Кляйном группа смогла выпустить альбом на собственном лейбле. Никто не удивился, когда он поднялся в британском чарте и достиг первой строчки через две недели после релиза. А затем, в середине мая, он совершил тот же подвиг в США. Это был первый из их альбомов, одновременно возглавивших чарты по обе стороны Атлантики.
А вечно беспокойная группа уже возилась с песнями, которые должны были появиться на Exile on Main St в следующем году.
Обложка Sticky Fingers примечательна по нескольким причинам. Разработанная Энди Уорхолом, она стала одной из самых культовых среди обложек альбомов знаменитого художника — легко запоминающейся, как the Velvet Underground и одноименный альбом Нико. Оригинальные экземпляры отличались работающей молнией на джинсах — потенциально плохая новость для любого альбома, стоящего рядом с ним на полке с точки зрения привлечения клиентов.
Фотография и сексуальный подтекст названия альбома были слишком необычны для цензоров многих стран, например Испании — там на обложке были нарисованы консервная банка с пальцами, точащими из нее. Тоже не лучший вариант.
Это был первый альбом Stones с теперь уже знаменитым логотипом "tongue and lips", который был разработан Джоном Паше. Много лет спустя, в 2008 году, лондонский музей Виктории и Альберта купил его оригинальное произведение искусства за 50 000 фунтов.
Песни с альбома хорошо известны поклонникам и не-поклонникам группы. Поэтому я не ставил здесь своей целью воспроизвести все песни. Кто их не знает и не слышал - есть повод обратиться к истории рока.
Всем дочитавшим до конца - мои любовь и уважение, и великая благодарность. Спасибо
Еще о Ролллинг Стоунз у меня :
Мой отчет о концерте Роллинг Стоунз в Барселоне
Let It Bleed - турбулентный шедевр Стоунз
Что не так в обложке Beggars banquet