«Макс, привет! Слушай, тут такое дело… я вчера на Ленинградке в аварию попал… ну, и это… погиб, короче… В общем подстрахуй, пожалуйста, до четверга на работе, ладно? С меня пивас!»
Вряд ли я когда-то смогу привыкнуть к подобным сообщениям.
Сложно жить на стыке веков, а еще сложнее жить в период, когда всё на Земле переворачивается с ног на голову. Причем происходит это с особой жестокостью! Нещадно сбивая с ног всех тех, кто по какой-то причине не может принять обновленных внезапно законов бытия.
Впервые я услышал термин «ревитизация» еще в подростковом возрасте. Тогда идея «создания облачного сервиса для хранения полного «слепка» личности на случай непредвиденных ситуаций», казалась мне очень классной, но слишком сказочной. Мы с друзьями восторженно обсуждали все невероятные возможности, которые откроются человечеству, если ученые доведут свой эксперимент до конца. Но, если быть честным, никто по-настоящему не верил в эту затею, ведь по сути, их успех означал бы начало эпохи бессмертия.
Спустя какое-то время проект демонстративно прикрыли, ученых разогнали, а основоположника и создателя РВТ доктора Ларса Снайдера объявили невменяемым. По слухам, его принудительно поместили в какую-то VIP клинику для душевно больных.
С того момента про фантастический проект почти не вспоминали. Лишь иногда на свет появлялись псевдонаучные статьи, высмеивающие идею ревитизации.
И вот, когда мы все уже почти забыли о том, что подобное исследование существовало, абсолютно неожиданным образом доктор Снайдер снова появился во всех новостных заголовках.
Причем появление было очень громким и стало причиной настоящего хаоса в мировом сообществе.
Каким-то образом Ларсу удалось не только выйти из своей лечебницы, не только закончить исследования, но и разработать действующий образец аппарата для РВТ.
Интернет моментально наводнила противоречивая информация обо всем произошедшем.
Одни кричали, что Снайдер сумасшедший мошенник и его нужно срочно изолировать от общества. Другие восхищались работами ученого и обсуждали видеоролики, в которых команда РВТ демонстрировала цифровые копии себя, готовые для воссоздания, в случае их гибели.
Но вскоре были опубликованы первые результаты тестирования РВТ оборудования, которые подтверждали подлинность научных изысканий доктора Снайдера. Человечество было в шоке!
Почти сразу разгорелся глобальный политический конфликт. Все жутко испугались, что монополия на подобные технологии моментально обеспечит страну владельца мировым господством. Но каким-то образом всё подозрительно быстро утихло. В интернете появилась информация о том, что РВТ будет доступен в любой точке мира, более того – не только верховным лидерам и миллиардерам, но и любому платежеспособному гражданину.
Нерешенной оставалась лишь одна проблема – для полного воссоздания человека требовалась не только его личность, но и тело. И тут произошла еще одна неожиданность. Сразу 12 стран мира сообщили, что владеют технологиями, способными выращивать жизнеспособные тела до любого возраста менее, чем за год. Чуть ли не в тот же день по всей Земле прокатилась волна протестов. Представители различных религиозных конфессий очень жестко высказывались в адрес Снайдера и его команды. Претензии были услышаны и… отклонены. Мир проникся идеей вечной жизни.
К моменту официального запуска РВТ в России, процедура стоила как две роскошных квартиры в центре Москвы, что хоть и было невероятно дешево для цифрового бессмертия, но всё же оставалось недосягаемым для большей части жителей страны.
Процедура РВТ состояла из 2 частей. Одна из них была сложной операцией по установке модуля сканирования сознания в мозг пациента – она проводилась лишь однажды. После чего могла быть повторно проведена лишь в случае поломки или неисправности модуля.
Вторая же часть процедуры включала в себя первичное сканирование и создание слепка личности. И вот с этим всё было еще сложнее.
Аппарат для копирования представлял из себя жесткое черное кресло с креплениями для рук, ног и головы. Нужно это было по той простой причине, что первичное сканирование личности оказалось запредельно болезненной процедурой, а с учетом того, что под наркозом провести его было невозможно, еще одна, довольно большая часть желающих жить вечно, благополучно испарилась.
Появились также и буклеты, описывающие фундаментальные законы и правила РВТ.
Среди всего прочего, в них можно было найти следующую информацию:
«Запрещено использовать: Беременным женщинам, людям, страдающим серьезными психическими расстройствами, сердечной недостаточностью, людям с низким болевым порогом, людям со злокачественными опухолями мозга, людям, страдающим эпилепсией, людям в состоянии наркотического или алкогольного опьянения»
«Имплантированный модуль проводит сканирование сознания раз в 24 календарных дня. В запланированный день сканирования (ближайшую дату можно узнать в приложении, устанавливаемом на любой смартфон или умные часы) запрещается употреблять алкоголь, наркотики, удалять зубы, делать операции и любые другие процедуры с использованием наркоза.
В случае некорректного сканирования и утери части данных, компания-поставщик услуги ответственности за последствия не несет»
«После гибели человека, прошедшего процедуру РВТ, сигнал модуля прерывается, и система автоматически загружает последний успешный слепок сознания в подготовленную заранее копию тела. После загрузки необходим период реабилитации от 1 до 4 дней. Услуги реабилитации в специализированном центре входят в стоимость ревитизации.
Внимание! Компания ReVita не несет ответственности за любые проблемы, связанные с копиями тел. По всем вопросам, касающимся клонирования и инкубации, обращайтесь к своим поставщикам биологических оболочек»
«Внимание! Пациент может иметь только 1 активную подписку на использование РВТ!
После использования РВТ повторное приобретение и проведение процедуры возможно не ранее, чем через 90 дней. В случае гибели пациента, не оплатившего РВТ, копия личности будет заблокирована, а при отсутствии оплаты более 7 дней безвозвратно удалена»
Список правил был довольно длинным, и почти каждый его пункт информировал пациентов о том, что никакой ответственности компания не несет. Ну, и предупреждал о необходимости готовить кучу денег, так как каждое новое воскрешение будет обходиться в кругленькую сумму.
К тому времени, когда РВТ была запущена, мое мнение о «бессмертии» полностью изменилось.
Я стал одним из немногочисленных противников процедуры. А произошло это после первой гибели Пашки.
Павел Аркадьевич Кольцов, он же мой институтский друг и ныне коллега по прозвищу «Пак» был сыном просто неприлично богатых родителей, а потому его жизнь всегда была полна приключений. Еще в студенческие годы, до появления РВТ, Пашка умудрился пережить две клинических смерти. Одну из-за злоупотребления алкоголем, другую – во время экстремального дайвинга на каком-то дорогущем курорте. При всем при этом, Пак никогда не был заносчивым уродцем из числа золотых мажоров. Вел себя со всеми очень дружелюбно и не кичился состоянием. Ездил на стареньком форде, жил на съемной квартире и работал вместе со мной в IT-компании на прибыльной, но весьма скромной должности. В кошелек к родителям он, конечно, залезал часто, но все деньги обычно тратил на путешествия и кутежи с друзьями.
После появления РВТ Пашу пропихнули на процедуру одним из первых. Вернулся он с нее в таком ужасном состоянии, что мне стало по-настоящему страшно. Лицо было абсолютно серым, глаза – безжизненными и пустыми. Пак сел за рабочий стол и просидел, не вставая, весь день, изредка давая односложные ответы на мои обеспокоенные вопросы.
На следующий день он был уже в полном порядке, и я вздохнул спокойно.
Но проблемы начались после его гибели. Паша умудрился сломать шею, отправившись кататься на квадроциклах с друзьями. Я помню, как тогда переживал, ведь это была первая временная смерть среди моих знакомых. Я боялся, что что-нибудь не получится и Пака не восстановят.
Но его восстановили. И даже немного омолодили. Теперь мой ровесник Паша пользовался своим телом пятилетней давности, что вызывало у меня некоторое недоумение. Но еще большей проблемой стало другое. Я был уверен, что общаюсь с совершенно другим человеком.
После РВТ Пак стал каким-то дёрганым, нелюдимым, агрессивным. Эти черты характера были совершенно чужды ему раньше. Поначалу я сваливал всё на перенесенную моральную травму. В конце концов, человек пережил и помнил собственную смерть! Но со временем всё становилось только хуже.
В нём поменялось абсолютно всё. Он стал читать другие книги, любить другое кино, бросил футбол, которым занимался с самого детства, со скандалом ушел от жены, которую всегда любил больше жизни.
Я пытался очень мягко намекнуть ему на ситуацию, выяснить подробности и понять, в чем причина таких разительных перемен, но он только отмахивался, и говорил, что я параноик.
К тому времени я и сам обзавелся РВТ модулем, но слепок личности делать не спешил. Не нравилась мне ситуация с Пашкой, да и денег лишних в кармане не было.
С годами ревитизация стала неотъемлемой частью жизни на Земле.
Особо богатые извращенцы превратили ее в очередной способ сходить с ума. Кто-то хвастался количеством пройденных процедур, сознательно убивая себя самыми изощренными способами раз в 90 дней. Кто-то в погоне за адреналином сознательно нарывался на разборки в тёмных подворотнях. Ну а прекрасная половина человечества продолжала меня удивлять своим слепым стремлением к красоте. Многие звезды подиумов сознательно умирали раз в год, чтоб вернуть себе более молодое тело. Кто-то из ведущих с телевидения сравнил это явление с эпидемией анорексии из начала нулевых, когда все модели при любом удобном случае засовывали себе два пальца в рот.
Среди моих знакомых оставалось все меньше людей, не погибавших ни разу.
Нет, не так! Среди моих знакомых оставалось все меньше моих знакомых!
Я действительно переставал узнавать людей после РВТ.
Они менялись. Причем менялись разительно! Я бы еще понял смену имиджа или вкусовых пристрастий! Но менялось всё! Характер, привычки, чувство юмора.
Вместе со страхом смерти эти рабы РВТ теряли свои личности. Нет! Снова не так! Это вообще были не они! Совершенно другие люди!
Я всё чаще задумывался о парадоксах воскрешения. Как можно быть уверенным, что после смерти именно Я попаду в свое новое тело? Ведь несмотря на точную копию моей личности – это всё же буду не я, а моя копия! Стало быть, Я так или иначе погибну и больше мыслить и существовать не буду! А тогда какой смысл во всем этом? На кой черт нужен аппарат, воскрешающий наших копий? Что за чушь?
Но сколько бы я не спорил и не доказывал людям свою точку зрения, они продолжали твердить одно и то же – «Ну… если есть шанс (даже минимальный), что, воскреснув, мы всё же останемся сами собой, не лучше ли им воспользоваться?».
В какой-то момент я просто плюнул на происходящее и перестал спорить с людьми.
Я превратился едва ли не в единственного человека старше 40 лет среди моих знакомых. Люди стали считать меня чудаком и посмеиваться за глаза. Но мне было наплевать! Наплевать ровно потому, что изобретение Снайдера уже заменило бОльшую часть моих знакомых на их корявые копии в клонированных телах.
Я просто смирился и стал уделять больше времени тем, кто до сих пор не проходил процедуру…
Этот день стал самым странным из всех в моей жизни.
Открыв глаза, я обнаружил себя в просторной белой комнате. Яркий свет заставил снова зажмуриться, словно я видел его впервые. Когда зрение адаптировалось, я с удивлением обнаружил, что всё мое тело опутано проводами.
Где я? Что, черт возьми, происходит?
Я попытался встать, но ноги мои подкосились, и я рухнул лицом на холодный кафель.
В помещение вбежали двое мужчин в белых халатах.
– Максим Сергеевич, успокойтесь! Всё в порядке! Слышите? Всё хорошо!
– Вы кто? Почему я здесь? Что происходит?
Они подняли меня и усадили на кровать.
– Максим Сергеевич, меня зовут Андрей. Я Ваш инструктор по физиологической адаптации – проговорил парнишка, которому на вид было лет 20.
– А я Дима… и я буду вам помогать с психологической адаптацией! – проговорил его коллега.
Он дружелюбно протянул руку.
– Какая к черту адаптация?! Что происходит?! – меня обуяла ярость.
– Максим Сергеевич, всё в порядке! Вы только не волнуйтесь! Дело в том, что вчера вечером перестал поступать сигнал с вашего модуля. Согласно показаниям приборов, Ваше сердце остановилось. Система посчитала это достаточным поводом для того, чтоб начать процедуру ревитизации. Поздравляю Вас, Максим Сергеевич, с возвращением к жизни! Но вынужден напомнить, что повторная активация РВТ возможна только…
Он продолжал говорить, но я его уже не слушал. В моей голове творилось что-то невообразимое.
Я не мог осознать того, что происходит и отказывался верить в слова человека в белом халате.
– Стоп! СТОП! Какая нахер ревитизация?! Какая повторная активация?! Я даже первичного сканирования не проходил!!! Понимаете, нет? У меня НЕТ СЛЕПКА ЛИЧНОСТИ!
Врачи переглянулись и одновременно извлекли из карманов коммуникаторы.
– Максим Сергеевич, по нашим данным, Вы прошли первичное сканирование 10 дней назад, и, так уж случилось, что в момент Вашей смерти встроенный модуль не успел сохранить ваши воспоминания за последние две недели. Поэтому Вы просто не помните произошедшего… мы можем попробовать восстановить Ваши воспоминания в процессе адаптации…
Но я уже хромая на обе ноги двигался ко входу. Возле него лежала на столике моя одежда.
Мои джинсы, моя клетчатая рубашка, моя черная кожаная куртка, мои ботинки с протёртой левой стелькой.
Наверняка они что-то перепутали! Какая ревитизация? Я бы не стал ее оплачивать! Зачем мне это надо? Что за бред?!
Несмотря на уговоры врачей, я выбежал из помещения и, по-прежнему не чувствуя ног, ринулся ну улицу. Авто-пилот такси как и всегда дежурило возле подобных заведений. Я рухнул на заднее сиденье, нажал пальцем на сканер, встроенный в подлокотник, датчик засветился зеленым, уведомляя о снятии денег с моего счета. Дрожащим голосом я продиктовал свой домашний адрес, и мы тронулись.
Всю дорогу я с ужасом думал о том, что произошло.
А если вдруг всё правда? Если я и правда умер?
Значит сейчас я уже совсем не я? Значит и до меня добрались лапы корпорации? Теперь я всего лишь копия? Но как же тогда я могу сейчас обо всем этом думать? Я же помню всё… каждую свою мысль! Каждое слово! Значит я – это всё же я? Или нет… может так и работает эта адская машина? Нет! Это всё бред! Чушь! Ахинея! Такого просто не может быть! Тут какая-то ошибка! Точно ошибка!
Оказавшись возле дома, я выбежал из еще не успевшего остановиться такси, заскочил в подъезд и нажал на кнопку вызова лифта.
Из распахнувшихся дверей вышла соседка с верхнего этажа.
– Здравствуй, Максим! Всё в порядке? Ты какой-то странный – обеспокоенно проговорила она, глядя в мои полные недоумения и паники глаза.
Не ответив, я вбежал в лифт и облокотился на холодную металлическую поверхность стены.
Даже она заметила! Какая-то соседка! А мы ведь и общались только несколько раз…
И она, взглянув на меня мельком уже поняла, что что-то не так. Значит, я всё же умер… значит, я всё же копия…
Выскочив из лифта, я дохромал до квартиры, опираясь на стену, открыл дверь и…
Сердце моё похолодело…
Навстречу мне, из комнаты шел человек в клетчатой рубашке и черной кожаной куртке.
Взглянув в свои собственные глаза, я окончательно понял, что мир сошел с ума.
А в это же время, в тысячах клиник ревитизации по всему миру ревел сигнал тревоги. Случайный системный сбой оживил миллионы тел, ожидавших трансплантацию личности. Оживил миллионы людей, которые никогда не умирали...