НАРОДНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ.
К 1 января 1923 г. положение дела народного просвещения в Камчатской губернии было катастрофическое. Ввиду того, что только за 2 месяца перед этим Петропавловск был оставлен белобандитами, вся хозяйственная жизнь находилась в состоянии разрухи и полнейшего развала. Продовольственные склады были опустошены, ни копейки денег, служащие несколько месяцев не получали жалованья, вследствие чего Рабоче-Крестьянской власти пришлось строить все хозяйство заново.
Естественно, что при таком положении дело народного просвещения нельзя поставить на надлежащую высоту. На 1-е января в Губоно не имелось почти никаких сведений о школах в губернии, так как нарушенная свыше года тому назад связь между Петропавловском и уездами только начала налаживаться. Поэтому все приводимые сведения или взяты за прежние годы, или позднейшего происхождения.
В […] 29 школах обучалось детей обоего пола 811 чел., учащих в них состояло — 43 чел.
Большинство школ помещается в казённых зданиях и только часть школ, преимущественно возникших в революционный период, пользовались помещениями, предоставленными сельскими обществами.
Все работавшие школы пользовались отоплением и освещением за счёт сельских обществ. Исключение из этого представляли только школы в г. Петропавловске, где топливо доставлялось родителями учащихся, а освещение давалось за счёт государств. средств.
Учебники и учебные принадлежности во всех школах были старые, да и то в крайне недостаточном количестве, а во многих школах даже и этого не было. Учебными пособиями школы не снабжались с самого начала революции и поэтому естественно, что эти пособия пришли в полнейшую негодность и их целиком необходимо заменить новыми.
Школьный инвентарь во всех школах нуждается в капитальном ремонте, или замене предметов, пришедших в негодность, новыми.
К 1 января вопрос об обезпечении учащих жалованьем находился в состоянии особенном остроты и болезненности. Со времени занятия Петропавловска белыми, т.е. с ноября 1921 г., учителя губернии не получали за свою работу ничего. Сельские общества, за незначительными исключениями, также почти не платили учительству. В результате около половины учителей ушло на другую службу или занялось сельским хозяйством. Но и оставшимся учителям ни правительство, ни местное население аккуратно не выдавали жалованья. Изредка (месяца через 2–3) служащим выдавались кое-какие продукты и товары.
С переходом церковно-приходских школ в ведомство М.Н.П. старые школьные работники остались на своих местах и, инстинктивно чувствуя полную свою непригодность к проявлению инициативы, творчества и самодеятельности в духе современных стремлений к реформированию и обновлению учебно-воспитательного дела в школе, тоскливо взирали на будущее, не давая себе отчёта, с чего начинать и в какие формы облечь предстоящее реформирование школы. Безпомощность школьных работников в этом отношении станет очевиднее и в то же время будет заслуживать некоторого извинения, если учесть оторванность их от культурных центров, отсутствие руководств и новой литературы, полное незнакомство с современным течением мысли в области научно-педагогических исканий и реформаторских стремлений и крайне скудную материальную обезпеченность учителей, которая давила, отрывала от работы школьного труженика, отбивая у него охоту к какой бы то ни было творческой самодеятельности.
Большинство учащих получили низшее образование в учебных заведениях, равных по курсу начальным и высшим начальным училищам, за исключением немногих, выбывших из 5 или 6 класса средних учебных заведений. Есть и такие, степень образования которых не подтверждается никакими документами. К числу последних относятся лица, случайно попавшие на Камчатку и по частно-договорному соглашению с обществом принявшие на себя труд учителя. Контингент учащих со специальной подготовкой довольно слабый и слагается из лиц, имеющих звание учителя начального училища или по экзамену, или же по окончании двухгодичных педагогических курсов при Петропавловском н/К высшем начальном училище, существовавших с 1911 по 1918 г. г. До приобретения звания учителя начального училища общее образование означенные лица получили в быв. двухклассных М. Н. П., городских по положению 31 мая 1872 г., и высших начальных училищах, или же в соответствующих им по курсу духовно-учебных заведениях. Самостоятельно проявить творчество и рационально использовать общие и методические указания в деле нового школьного строительства учителя с такой подготовкой едва ли сумеют. К тому же обновляющие жизнь веяния пролетарской революции и плоды пролетарского творчества только в этом году свободно стали проникать на Камчатку.
Платы за учение, как таковой, в школах Камчатской губернии не взималось. Родители учащихся Петропавловских школ 1 и 2 ступени, доставляли дрова для отопления школьных помещений. Содержание школ по губернии целиком лежало на местном населении.
Из общего количества 59 школ губернии функционировали только 29, а остальные 30 бездействовали за отсутствием учителей, учебных пособий и принадлежностей. Таким образом, на 1 января школьная сеть сократилась более чем на 50%. Чтобы предотвратить дальнейшее сокращение, необходимо было принять чрезвычайные меры. Но ввиду громадных расстояний между школьными пунктами и Петропавловском и за отсутствием какой либо связи, кроме телеграфной, удалось только передать содержание школ губернии на средства местного населения и тем самым прекратить сокращение сети, а в некоторых случаях даже добиться того, чтобы не функционировавшие школы начали работать.
Никаких учреждений по дошкольному воспитанию на 1-е января не было; в ноябре 23 года открыт в Петропавловске детский сад.
К 1 января в распоряжении Г'убоно не было совершенно никаких кредитов. Школы по губернии не получали из Петропавловска ничего. Расходы на Петропавловские школы производились безкредитно. С 1 октября 23 г. Дальревкомом отпущено 40 плат, единиц на школы 1 ступени и 6 платёжных единиц на школы 2 ступени, всего 5.200 рублей в месяц.
Отделения Госкниги не было, частных издательств также, в Петропавловске издавалась единственная на Камчатке газета «Полярная Звезда» — орган Губбюро РКП. Научных обществ не было.
Продолжение следует