Да простят меня друзья-мусульмане, но понять его иноверцу вряд ли когда-либо удастся, и я в том не исключение.
Второй год подряд я живу внутри этого священного месяца в мусульманской стране и испытываю очень противоречивую гамму чувств. Понимая, насколько аккуратно надо говорить на тему чужой веры, я не собиралась об этом писать, но вчера провела один из дней Рамадана бок о бок с соблюдающими его людьми, практически разделила с ними пост и разговление и, кажется, поняла что-то большее, чем просто сторонний наблюдатель.
Всем, кто уже сейчас занёс руку над клавиатурой, чтобы заклеймить "гяурку" за сование носа не в своё дело: терпение — главная добродетель мусульманина, попробуйте с терпением дочитать до конца, раз уж начали. Кто знает, может быть, передумаете?
Терпение, да. Как прочитала сегодня в увещеваниях иорданского Министра по делам ислама с пониманием отнестись к закрытию мечетей, терпение — половина веры. Ну, и за время жизни здесь я очень многое поняла про терпение сама. Да что там поняла! Всю жизнь до того не умевшая терпеть ничего и никого, немедленно искавшая точку, где можно пробить стену лбом (ну, мне так казалось), я потихоньку переняла эту неспешность жизни, несуетность и способность отдать внешне неразрешимое на волю… Пусть будет, судьбы. Или случая. Или Бога. Здесь — Аллаха, естественно.
Вот только смысла терпения сухого поста в Рамадан мне не дано понять в силу не только моего не мусульманства, но и уверенности, что при жаре под +40 не давать своему организму ни капли воды — наносить ему вред. Даже если душе — благо, телу — вред.
А еще имамы говорят, что этот тяжёлый пост — возможность избавиться от грехов и улучшить свой нрав. Но в реальности с нравом… В реальности известное иорданское дружелюбие в Рамадан даёт трещину. Видимо, или терпеть — или благодушествовать.
Взгляд жестче, жесты резче, улыбки реже, реакции нервные — так я это видела и разводила руками: а они ждут этот месяц с благоговением и ощущают его праздником, украшают дома, как мы на Новый год. Говорила себе: надо просто верить, а не искать в столпах любой религии целесообразность, тогда понимание будет гнездиться в душе, а не в мозге.
И вот мой второй Рамадан в Иордании. По-прежнему, как и год назад, комендантский час начинается до времени разговления, но все же свободы чуть больше, и я в своих поездках частенько границу комендантского часа встречаю в дороге. Так получилось и вчера.
Все время с рассвета до заката я провела в машине со строго соблюдающими пост людьми. Мне предлагали и чай, и воду, и купить покушать: "Ты же не мусульманка, тебе можно". Я не смогла, отказалась. Не хотела своим видом жадно пьющей воду причинять людям страдания. Был и другой мотив, куда менее благородный - эксперимент над собой: смогу ли, что буду чувствовать?
Выжить можно, только становится больно говорить пересохшим ртом и ощущение, что готовы лопнуть губы.
Когда время подходило к окончанию дневного поста, мы оказались в чужом городе, на маленькой торговой улочке. Все лавки должны были быть уже закрыты, и хозяева хитрили: стояли в дверях. Вроде как и не работают, но и не уходят. А их дети, мальчишки-подростки, подбегали к каждой проезжавшей машине с традиционным набором для разговления каждому постящемуся: три финика и пара стаканчиков воды.
Я хотела увидеть, в чем добро Рамадана? Понять хотя бы немножко его суть? Мне кажется, что именно в этот день мне показали.
Никто не спрашивал, какой я веры, я просто была путником в Рамадан, как другие, а голодных надо накормить. Аллах разберётся сам, положена мне была помощь или нет — видимо, так.
Исламофобы могут сейчас возразить, что это все просчитано и делается лишь из веры в награду Аллаха. Бог им судья, они просто не видели радости в глазах этих людей на дороге. Людей, не евших и не пивших двенадцать часов и радующихся при этом не своему стакану воды, а тому, что дарят его другому.
Да, в этот день я кое-что поняла о месяце Рамадан…
А всем читателям-мусульманам: "Рамадан кярим! !رمضان مبارك"
Мой прошлогодний пост про этот месяц был куда менее серьёзным: Самое трудное испытание для не мусульманина в месяц Рамадан
А второй просто познавательным: Кажется, я все больше становлюсь арабом, или Про Vimto