Найти тему
джазовые пластинки

5 альбомов босса-новы, которых у вас нет ч.3

Оглавление

Самый стильный (нет)

Bill Doggett - Plays American Songs Bossa Nova Style (King, 1963)

В десятке альбомов упоминающих словосочетание 'bossa nova' в названии и при этом к новому музыкальному стилю родом из Бразилии никакого отношения не имеющего уверенное место занимает пластинка известного прежде всего в качестве органиста многоуважаемого Билла Доджета.

Bill Doggett - Plays American Songs Bossa Nova Style (King, 1963)
Bill Doggett - Plays American Songs Bossa Nova Style (King, 1963)

Билл никогда не прикидывался высоколобым джазменом - его мелодии 'Honky Tonk' и 'Hippy Dippy' были столь же незамысловаты, как их названия, снискали огромную популярность у широкой аудитории и позволяли штамповать в пятидесятых по несколько пластинок в год на дорогом сердцу лейбле King.

Поэтому когда в 63-м настало время стричь овцу, Билл ничуть не краснея сыграл американские песни в стиле босса-нова. Даже больше - играть ему судя по всему ничего не пришлось, использованы же были ранее выпущенные композиции, к которым просто приделали (местами крайне безвкусно) некое подобие латинских ритмов. К счастью, добавки к первоначально примитивным, но стилистически цельным танцевальным мелодиям измерялись в миллиграммах, поэтому альбом вполне сойдет за 'еще одну' крепкую пластинку маэстро.

Бывает ли хуже?

Fred De Denise and his Orchestra - Big Band Bossa Nova (Spin-o-rama, 1963)

Уверен, что вы, как и я, впервые сталкиваетесь с занятной фамилией некоего Де Дениза с начала пятидесятых годов развлекавшего американскую публику на танцах со своим оркестром. На одном из бюджетных лейблов под его именем вышла пластинка, где он успешно и кажется не впервые интерпретировал латиноамериканские мелодии.

Fred De Denise and his Orchestra - Big Band Bossa Nova (Spin-o-rama, 1963)
Fred De Denise and his Orchestra - Big Band Bossa Nova (Spin-o-rama, 1963)

Как нетрудно догадаться к босса-нове эта пластинка не имеет никакого отношения, хотя бы потому что ни в одной из десяти предложенных тем не прослушиваются привычные ритмы. Впрочем Фред справляется с поставленной задачей на твердую четверку, заметно акцентируя внимание на перкуссии и уже легитимизированном Стэном Гетцом саксофоне.

https://music.apple.com/bo/album/big-band-bossa-nova/714234357

Тем временем в Японии

Helen Merrill - Bossa Nova In Tokyo (Victor, 1967)

С босса-новой японцев связывает не только большая и искренняя любовь к музыке - хорошо известно с каким рвением местные музыканты пытались разобраться, например, с джазом, американским изобретением двадцатого века, всячески поощряя приезд в родную страну артистов первой величины, возобновляя карьеры джазовых певиц и продюсируя пластинки по всему миру.

Helen Merrill - Bossa Nova In Tokyo (Victor, 1967)
Helen Merrill - Bossa Nova In Tokyo (Victor, 1967)

Дело в том, что в Бразилии проживает крупнейшая японская диаспора в мире, насчитывающая порядка двух миллионов человек - иммиграция началась еще в восьмом году двадцатого века, а крупнейшие поселения японцев оказались в штате Сан-Паулу и соответственно одноименном крупнейшем городе Южной Америки.

Японский квартал в Сан-Паулу
Японский квартал в Сан-Паулу

Босса-нова захлестнула Японию несколько позже, чем Соединенные Штаты - первые заметные пластинки местных музыкантов с музыкой в этом стиле стали выходить во второй половине шестидесятых, ключевую роль играл саксофонист Садао Ватанабе, который отметился как сольными пластинками, так и в качестве лидера аккомпанирующего состава на пластинке горячо любимой в Японии певицы Хелен Мерилл.

Надо сказать, что среди дюжины композиций, расположившихся на изданной исключительно в стране восходящего солнца пластинке нашлось место и для Битлов (Yesterday), и актуальных мелодий из кино (The Shadow Of Your Smile, A Man And A Woman) и пары современных японских мелодий (особенно удачная Yume Wa Yoru Hiraku, действительно устроенная во вполне себе босса-нова стилистике).

Что из джаза

George Bohanon Quartet - Boss: Bossa Nova (Workshop Jazz, 1963)

Затея с джазовым подразделением знаменитого лейбла из Детройта Motown, просуществовавшим в период 1962-1964 годов, очевидно провалилась. С конвертов продюсеры заявляли о более чем двадцати выпущенных пластинок, на деле же их оказалось порядка десяти.

George Bohanon Quartet - Boss: Bossa Nova (Workshop Jazz, 1962)
George Bohanon Quartet - Boss: Bossa Nova (Workshop Jazz, 1962)

Босса-нова тромбониста Джорджа Бохэнона, к примеру, числится под гордым номером 207, в действительности оказываясь лишь пятой пластинкой лейбла.

Вполне себе управляются с самбой не слишком именитые местные музыканты гитарист Джо Мессина и барабанщик Джордж Голдсмит, на месте ключевые джазовые артисты будущего десятилетия контрабасист Сесил Макби и пианист Кирк Лайтси. Лидер же пластинки по сути единственный солист, что делает запись особо примечательной - не каждый день услышишь босса-нову на тромбоне родом из 'города моторов'.

Чуть попроще?

Marian McPartland - Bossa Nova + Soul (Time, 1963)

В первой половине шестидесятых пианистка Мэриан Макпартланд сделала несколько ориентированных на широкую аудиторию записей для лейбла Time, заручившись при этом поддержкой высококлассных музыкантов - помимо двух перкуссионистов для работы с деликатными латино-американскими ритмами был приглашен Дейв Бейли, контрабас же достался Бену Такеру, который не мог не настоять на исполнении своего бессмертного хита 'Comin' Home Baby'.

Marian McPartland - Bossa Nova + Soul (Time, 1963)
Marian McPartland - Bossa Nova + Soul (Time, 1963)

Ни о каких темах Жобина и компании речь не идет - кроме извечных 'Love For Sale' и 'Green Dolphin Street' Мэриан берется за 'Straight No Chaser' Монка, примечательна же пластинка в первую очередь использованием электрического фортепиано, пусть и не в будущем легендарного Fender Rhodes, а более раннего изобретения, от компании Wurlitzer.

Мэриан и ее коллеги выдают предсказуемо сильное исполнение, однако за приятной глазу пастельной кладкой уловить дуновение ветра с пляжа Ипанемы вряд ли удастся.

#боссанова #музыка #джаз #пластинки #винил