Найти тему

13. «ВСПОМНИТЬ ВСЁ» - ЗНАЧИТ, НАЙТИ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

ЗАЧЕМ?

Собственно говоря, зачем я это всё делаю: «перетряхиваю» все свои детские воспоминания? Уже говорила о том, что, познакомившись с программой Софт Моцарт и с книгой Х.Хайнер, у меня не было особого желания СО ВСЕМИ делиться «нарытым сокровищем». По крайней мере до того момента, как я не приобрету хоть какой-то опыт работы, и сама во всём не разберусь, а это, как минимум, по моим расчётам, должно было случиться не раньше, чем через год. Но Елена Владимировна (автор) попросила: «Лена, покажите, покажите всем!».

Мне представлялось, что первую презентацию Софт Моцарт я буду делать перед большим количеством людей, с учениками, что это будет подано как конфетка в красивой обёртке, что к тому времени я уже буду знать ответы на все вопросы. Мне было, честно, очень жалко делиться с кем-то из учителей. Я боялась, что опытные коллеги «подорвутся», что найдутся быстрее и расторопнее меня, что с их имеющимся опытом они быстрее смогут приспособиться и включить программу в процесс обучения своих учеников.

Я прекрасно понимаю её, автора, мотивы: она не может уже ждать, пока каждый педагог приобретает свой опыт, (т.к. это может затянуться на несколько лет), и будет готов уверенно транслировать про Софт Моцарт «от себя» отталкиваясь от собственного опыта. Время поджимает – жизни не хватит, если всех ждать, в посмертных результатах труда вряд ли кто-то из нас сильно заинтересован. Распространение этой новой информации – вот главное для неё, а не личные наработки каждого, страхи и сомнения по поводу «как я буду выглядеть в глазах профессиональной общественности?».

-2

Поэтому – делаю это, в первые дни сентября 2016 года. Просто, в классе нескольким коллегам-пианистам показываю домашнее видео своих детей и программу, сделала это исключительно для неё, Елены Владимировны Хайнер.

И…? Испытала облегчение (!!!) от того, что я справилась с собой и отдала, и поделилась не опытом работы, нет, пока что просто новой информацией.

К моему глубокому удивлению, коллеги… «не подорвались»!?! Они с осторожностью, с интересом отнеслись ко всему мною представленному, с поиском минусов и каких-либо побочных эффектов, с прогнозированием отрицательных диагнозов из-за игры на синтезаторе, по компьютеру, по вертикальному нотному стану... с однозначным вердиктом того, что в нашей школе это невозможно. Потому что затратно, потому что нет времени на уроках учить читать ТАК ноты, потому что нужно быстрее учить наизусть произведения к зачётам и экзаменам, и… ещё много других ПОТОМУ ЧТО…

К примеру, ещё одно «потому что»: «всё давно наработано и отработано, все «секретики» найдены и преподавать по-другому, ну… если хочешь, то можешь побаловаться)))». И я не нисколько не виню их, не упрекаю – ни в коем случае!
Сейчас, поднимая воспоминания с самого раннего детства, я просто ищу ответы на вопрос «Почему же меня-то так «зацепило» сразу? Почему так много точек соприкосновения с методом и взглядами автора оказалось у меня?

ВОЗВРАЩЕНИЕ В ДЕТСКИЙ САД или ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОИСКОВ ПРИЗВАНИЯ

После уроков, подружка-соседка через 3 дома Лена Ф не пошла со мной по пути домой.

- Куда ты?
- К маме, в детский сад, я помогаю ей с детьми в группе.

И вдруг меня озарило! Конечно же! Мне нужно вернуться в свою АЛЬМА-МАТЕР))) в детский сад! Мне там всё знакомо, с воспитателями в хороших отношениях, общаюсь всегда, когда прохожу мимо забора у детского сада. Как работать воспитателем мне тоже известно: следить за детьми, чтобы не ссорились, не безобразничали, да иногда сказки им читай – делов-то! Я с этим легко справлюсь! Для этого у меня уже всё есть: 90 слов в минуту - техника чтения! Слушаться дети меня тоже будут – я ведь старшая там буду, выше ростом и сильнее и умнее всех. Как же я раньше не догадалась, что мне прямая дорога именно туда!?!

- Возьмёшь меня с собой?
- Пошли, спросим маму.

В саду было 2 разновозрастные группы. Младшая -2,3,4 года и старшая – 5,6,7. Подойдя к детскому саду, передо мной встал выбор: направо или налево? Каким воспитателем быть - младшей группы или старшей? Однозначный выбор был сделан в пользу старшей группы. Почему? Вроде бы малыши – это такие муси-пуси, все смешные и забавные? Но нет! В младшую группу??? Ни за что!!!
Мама говорит: «Да что ты могла там запомнить? Была-то там от силы пару раз!». Видимо, вот эти «пару раз» и оставили такой отпечаток в памяти, что до сих пор помню всё в мельчайших подробностях.

1 ДЕНЬ ИЗ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ.
(возможно, это был и не один день, но все воспоминания «стеклись» воедино, в одно полотно)

-3

Утро. Мама ведёт меня в детский сад, торопится, спешит в контору на работу. Она вся в своих тревогах, а мою тревогу не чувствовала или не хотела чувствовать, чтобы я не «подкисала ещё больше». Может, просто делала вид, что ничего особенного не происходит, всё как у всех: дети – в садик, родители – на работу и… это просто нужно принять как необходимость и неизбежность, которой лучше не противиться, а то будет только хуже. Для меня это был первый осознанный приход в детский сад. Красивые разноцветные маленькие шкафчики, стены тёмно-зелёного цвета. Между раздевалкой и группой фанерная перегородка, видимо, чтобы малыши не могли уползти из группы домой.

Мама подняла меня на руки, это было очень приятно, а именно: оказаться глазами на одном уровне с ней, наравне. Мама так делала не часто, обычно, чтобы она обратила на меня внимание, нужно было долго трясти её за руку или дёргать за подол халата. И сейчас это неожиданное счастье было точно неспроста: мама намеревалась отдать меня… воспитательнице???? Высокой темноволосой тёте, которую я видела первые раз (потом я узнала, что она пришла в садик только что после педагогического училища). Я крепко-крепко, как только могла, обняла маму за шею. Они разговаривали друг с другом о чём-то там о взрослом, улыбались, одновременно «сговориваясь взглядами», устанавливая доверительную связь друг с другом. Передача через фанерную перегородку состоялась как бы между прочим, под непринуждённое воркование мамы и этой тёти, минуя, не замечая моих испуганных глаз и протянутых рук.

- Мама, ты ведь не уйдёшь?

- Неет, я буду здесь, - говорит мама, со слышимым притворством в голосе, с неожиданными, поэтому подозрительными очень ласковыми интонациями…

Как только я оказалась «за фанерной границей» меня спустили с небес на землю (пол) и отправили… куда-нибудь… к ребяткам, игрушкам. А дальше - как хошь!

-4

Пробраться к игрушкам было не просто. Все, кто хоть что-нибудь себе уже урвал сидели на паласе. Осторожно пробираясь между играющими мальчиками и девочками, чтобы никого не задеть, чтобы не быть никем сбитой с ног, я таки добралась до полок с игрушками. К моему глубокому разочарованию, на полках остались только потёртые красные деревянные 2-3 кубика-кирпичика, какие-то сломанные пластмассовые утки и покусанные или поломанные зайчики… Что делать? Игрушки нет, а значит надежды самой поиграть или подружиться с кем-то через эту игрушку тоже нет… Выбираю??? Сесть на стульчик и тупо ждать, вдруг кто-нибудь захочет со мной подружиться и позовет в игру. Осторожно пробираюсь к стульчику через палас-поле, усеянное копошащимися детьми, это было похоже на муравейник или пчелиный рой, потому что гудёж и шум не прекращался ни на секунду, невозможно было кого-то услышать или кому-то что-то не то, чтобы сказать, а даже просто сообразить что говорить! От этого всего болела голова. Садик после Дома казался просто адом для головы, ушей и глаз! Относительно тихо была только во время обеда и сна. Наконец-то, добралась до самого дальнего угла и стульчика, подальше от «кишащей» ползающими детьми садичной «жизни».

В дальнем уголке я оказалась не одна, на стульчике сидела девочка с какими-то очень грустными и добрыми глазами, она рассматривала свои вытянутые ноги, я села рядом с ней и тоже стала смотреть, что такое интересное она там увидела? На одной ноге у неё сидела муха и пила кровь из расчёсанной болячки. Я стала неистово махать руками и смахивать эту противную, приставучую козявку, недоумевая «почему эта странная девочка сама этого не делает?».

- Не надо, не прогоняй её, - спокойно сказала хозяйка ноги, - мухи тоже хотят кушать!

Вот это ход!))) Мне бы такое даже в голову никогда не пришло!
- Как тебя зовут?
- Таня.

Кто бы знал, что это Таня, девочка, с грустными и добрыми глазами, с которой мы вдвоём «сидели на стульчиках и вместе скучали» в младшей группе, впоследствии будет моей самой близкой подругой в школьные годы и врачом-онкологом теперь в г.Кирове! «Свети другим, сгорая сам», на этот девиз всех врачей, сообщённый мне врачом Немского ЦРБ Заболоцким С.В, по-моему Таня В была обречена, подписана уже с младшей группы)))

-5

ОБЕД
Завтрака я так не боялась, как обеда. Как вы думаете, почему? На завтрак была каша, она была густая, она не падала с ложки, её можно было спокойненько есть, не боясь обляпаться. Другое дело было с обедом. Приступать к вкусному второму можно было только если съешь суп. А это совсем не просто! Дома суп есть легко, потому что рот был чуть выше уровня супа и ложку легко можно было сразу «закидывать» в рот по кратчайшему пути, упираясь подбородком в край тарелки. Да и мама в суп крошила хлеб, поэтому суп не выливался обратно из маленькой чайной ложки, которая как раз целиком входила и не упиралась краями в уголки рта.

Здесь было всё иначе. Столы были низкие, «приспособленные для детей», расстояние между тарелкой и ртом было в разы больше, пока несёшь большую ложку с супом, по дороге из неё проливалась половина. Фартук, который висел на шее был почему-то маленький, он не прикрывал колени. И если вдруг с супом выходила такая оказия на пути к цели (а это случалось почти каждый раз), платье на коленях однозначно оказывалось в супе. Чтобы этого не случилось нужно было как-то хитро сесть, далеко отодвинув стульчик, чтобы суп по фартуку в случае чего, сразу непосредственно лился на пол. Из большой ложки можно было только пить суповую жидкость с края, всё оставшееся, если «не подсасывалось», безопаснее всего было вернуть обратно в тарелку.

Если всё же с какого-нибудь края удавалось захватить картошку, то остальное содержимое могло тоже вывалиться и не туда, куда надо, например на стол или в тарелку, обрызнув всё вокруг. Если же попытаться захватить ртом всю ложку, то суп мог политься через рот, то есть стечь на шею и потом под фартук. Если же удастся запихнуть всё разом в рот, то нет никакой гарантии, что ты сможешь это всё сразу проглотить.

Может случиться ещё хуже: еда захочет вернуться обратно. И тем не менее его, суп, нужно было как-то есть, потому что воспитатель за обедом громко всем объявила: «Кто суп не съест – тому вылью всё за шиворот!». Представить всю эту жирную оранжевую жидкость у себя под одеждой было очень страшно, не приятно, мокро и… позорно!

Но вот, наконец, намучавшись, дети получают разрешение на ВТОРОЕ. С этим всё нормально, пюре, оно ж как каша, котлету можно взять в руки и откусывать понемножку. Последнее испытание – компот. Самое вкусное на дне, но как взять эту вкусноту? Не будешь же ложкой от супа доставать ягодки. А ждать и трясти стакан, чтобы остатки упали тебе на нос вместо рта – тоже та ещё перспектива. Ужасней обеда, казалось, и придумать ничего нельзя! Это только казалось…

ТУАЛЕТ

они на самом деле же очень большие!!!
они на самом деле же очень большие!!!

Туда всех согнали после обеда, сказали, что всем ЭТО нужно сделать. Помню, что когда я зашла в туалет, там подмывали под краном малыша, который не умел ходить на горшок (но я тогда подумала, что он просто не успел). Малыш визжал, верезжал от этой экзекуции (вода была холодная), воспитательница кричала и боролась с ним и… это надо было видеть! Её отвращение на лице… «Вот чего надо бояться, вот что меня ждёт, если я не успею или не смогу сама сделать ЭТО», – мелькнуло в голове.

Справа, в полу была дырка с железной решёткой накрест, туда выливали помои, и наверное, был туалет для взрослых. Я на глаз примерила размер своей ноги и расстояние между прутьями решётки. Очень живо представила себя, туда провалившуюся и застрявшую там. Нет, этот вариант мне точно подходит. Идём дальше.

Железные белые горшки с рисованными картинками, такими же как на шкафчике для одежды, перевёрнутые, лежали на полках-ячейках. Они, такие широкие, тяжёлые, были совсем не похожи на мой родной пластмассовый горшок-стульчик, на котором можно было усесться, сосредоточиться и сидеть сколько хочешь одна! Хорошо, по крайней мере, что горшков здесь на всех хватает (с горшками дела обстоят получше, видимо, чем с игрушками). Свой персональный горшок найден, теперь нужно было как-то в этой суматохе мальчиков и девочек быстро-быстро, незаметно снять штаны, чтобы никто ничего не увидел, не посмеялся, и сесть. И всё бы ничего, но дело в том, что даже если это и получалось сделать быстро, то ОН, железный и холодный, повергает тебя в такой шок, что ты просто сразу, мигом забываешь, зачем ты сюда вообще пришёл!!! Посидев 1-2 минуты, как дурак, так и не привыкнув к нему, встаешь, будто бы сделав все свои дела.

ТИХИЙ ЧАС

Битый час ты пытаешься заснуть, но не можешь, потому что «не сделанные дела» не дают тебе покоя. Кто-то попросился в туалет – пустили. За ним попросился ещё один, пустили, но стали ругаться, что «все забегали». Затем поставили посреди спальни (всем на обозрение) 3 горшка, сказали, что это для тех, кто хочет в туалет. Мальчишки постарше подходили, не стеснялись, девочка ни одна не подошла. Я лежу и жду, когда же заснут все. И вот когда стало совсем невмоготу, иду на середину спальни к нему, к горшку, готовая уже на всё и… О ужас! Он полный, на него никак не сядешь!!!

И вот тогда, вернувшись на свою кровать я абсолютно сознательно принимаю решение, как единственно верное, описаться в кровать…

ВЕЧЕР

Все играли, муравейник так же гудел. Вдруг воспитательница сдвинула маленькие наши обеденные столики и села, для того, чтобы вырезать какие-то игровые карточки. Все девчонки подлетели к ней, чтобы посмотреть, что это такое. Воспитательница улыбалась, что-то объясняла старшим, и я, присела рядом и глазела во все глаза, наблюдая за тем, как из-под ножниц выходили готовые карточки и причудливые по форме обрезки.

И опять ВДРУГ! Воспитательница хлопнула в ладоши и сказала всем собрать игрушки и сесть на стульчики. Это было очень интересно, здорово, наконец-то будет какая-то ОБЩАЯ НА ВСЕХ ИГРА!

Все в ожидательной позиции («ручки на коленочки») сели на стульчики. Нам сказали: «ротик на замочек», а «тем, у кого замочек не закрывается намажут язык зелёнкой и отрежут ножницами». И тут воспитательница подошла к шкафу и приоткрыла дверцу в шкафу, там, где у неё лежала та самая зелёнка и те самые ножницы…

Такой тишины, которая наступила в тот момент в младшей группе я никогда в садике не слышала! Было, конечно, страшно даже представить, что всё это могут сделать со мной, НО!!! Ведь это же подействовало!!! На всех!!! Ура!!! Я уже просто любила нашу новую молодую воспитательницу за эту ТИШИНУ!!! А за себя я была спокойна, свой замочек на ротике я не открою точно!

После этого, мы все встали и хором стали репетировать, проговаривать её имя и отчество длинное и непохожее на имена всех других нянечек и воспитателей. И вдруг…она опять хлопнула в ладоши и сказала всем сесть. После этого она строго скомандовала, чтобы я встала со стульчика и (я думала она выбрала меня кем-то для игры)… пошла в туалет и встала… В УГОЛ!!!!

Я ???? За что??? Я шла… оторопев, еле двигая ногами от ужаса, тихо, молча перед всей группой ушла нести самое позорное наказание в детском саду: СТОЯТЬ В УГЛУ В ТУАЛЕТЕ! ЧТО Я СДЕЛАЛА НЕ ТАК? Там я была одна, никто не видел, но я всё равно стояла лицом к стене, боясь повернуться, вытирала лицо от слёз своим персональным оранжево-коричневым полосатым полотенцем, висящим на вешалке с картинкой как на шкафчике, кровати и горшке… и НИЧЕГОООО НЕ ПОНИМАЛАААА!!!

Потом, «переболев всем этим», сделала следующие выводы: маленьким быть очень плохо, очень больно, очень обидно. Маленький не может ответить, не может не подчиниться, с маленьким не считаются, его не воспринимают серьёзно, не слышат, его не слушают, над маленьким можно безнаказанно издеваться и пользоваться его послушанием, раз ты воспитатель и кем-то назначен главным над детьми, пользоваться своим превосходством в росте и в силе. Всё это случилось со мной просто из-за того, что я - маленькая. Нужно кушать, быстрее расти, учиться и становиться взрослой!

И главное: Я ПОТЕРПЛЮ, ВЫРАСТУ и ОТОМЩУ ЕЙ!!! ВСЕМ СКАЖУ, ЕЙ СКАЖУ, ГЛЯДЯ В ГЛАЗА, ЧТО ПОМНЮ ВСЁ!!! А иначе, как же после всего, что со мной случилось, можно было жить дальше?

P.S 1:

Так вот о точках соприкосновения с методом Хайнер. Когда она, автор вступается за детей, пишет о физических задачах, которые стоят перед начинающими учиться чему-либо, в частности игре на фортепиано, о том, как трудно скоординировать свои движения, которые взрослым музыкантам-профессионалам кажутся элементарными, о механизмах работы зрительного внимания, о том, что НЕЛЬЗЯ И ПРЕСТУПНО ТРЕБОВАТЬ ОТ РЕБЁНКА, ОТ НАЧИНАЮЩЕГО НЕВОЗМОЖНОГО…

Статья «Внимание»

https://globalmusiceducation.com/pages/attention-develop-scratch-class-home-part-first-russian

-7

…и там мне всё-всё понятно, потому что я очень хорошо помню, как это ТРУДНО БЫТЬ МАЛЕНЬКИМ.

P.S. 2 : Когда «злая» воспитательница родила своих детей, она очень изменилась, как любая женщина меняется, став матерью (это я сейчас знаю). Однажды, проходя мимо нашего дома, она остановилась и долго со мной разговаривала, спрашивала что, да как. Мне было 6. Я всё ей простила тут же! Подумала, что всё стало по-другому, просто из-за того, что изменилась я: стала выше, старше и умнее.

Продолжение следует...