Фильм Альфреда Хичкока «Психо» - своеобразный эксперимент режиссера, который хотел проверить: сможет ли он снять действительно страшный фильм, уложившись в бюджет обычной телевизионной ленты.
Для съемок Хичкок пригласил телевизионную команду, которая работала очень быстро. Единственными эпизодами, которые потребовали относительно продолжительного времени, стали сцены убийств. Все остальное снималось в темпе недорогого сериала.
Цена проект «Психо» с учетом гонораров актеров была всего 800 тысяч долларов (цена шедевра на все времена!). Хичкок на условиях анонимности купил права на экранизацию у автора рукописи Роберта Блоха. Почему анонимно? Потому что, узнай писатель, кто ему платит, вряд ли дело ограничилось бы 9 тысячами долларов.
Основа сюжета фильма «Психо» - реальная история маньяка-убийцы Эда Гейна, который орудовал в штате Висконсин. Перед началом работы над сценарием Хичкок лично скупил весь оставшийся тираж книги, чтобы как можно меньше американцев знали тонкости сюжета. Сам фильм снимали под рабочим названием «Производство 9401», чтобы как можно меньше людей знали о том, что именно экранизирует Хичкок.
Первая часть фильма, в которой сюжет развивается очень привычно, по словам режиссера, обманка, чтобы последующее убийство было неожиданным. Хичкок специально акцентировал внимание на истории с кражей 40 тысяч долларов, чтобы зритель думал, поймают женщину или нет.
А потом идет 45-секундная сцена убийства в ванной комнате. Эту сцену снимали неделю и без участия актеров, исполняющих главные роли. Дело в том, что вместе Джанет Ли в этой сцене играла ее дублерша, а Энтони Перкинс в этой сцене не задействован по сценарию.
Обратим внимание на главного персонажа в этом фильма. В романе он прописан, как недалекий, омерзительный и некрасивый мужчина, который оказался сексуальный маньяк. А Хичкок пригласил на эту роль красавца Энтони Перкинса. Но какого было его перевоплощение! Сначала он кажется этаким загадочным, немного печальным принцем, затем в нем появляется что-то демоническое, а зачем он вызывает отвращение. Кстати, гонорар Перкинса составил 40 тысяч долларов – такую же сумму похитила Марион.
Из-за авторского подхода режиссера и впечатляющей игры главного героя, фильм вышел в число шедевров мирового кино. Критики справедливо утверждали, что у Хичкока нет в кадре пустого пространства – каждый миллиметр на экране несет в себе информацию.
Так, в кабинете Марион висят две картины. На первой изображена трасса, где чуть позже девушку остановит сотрудники полиции, а на второй – болото, в котором Норман утопит ее автомобиль. Номер машины Марион – НФБ-418. Это инициалы Нормана Френсиса Бейтса.
Сняли фильм действительно быстро: с 30 ноября 1959 года по 1 февраля 1960 года. «Психо» стал самым кассовым фильмом Альфреда Хичкока, он собрал больше 50 миллионов долларов. Этот фильм входит в списка лучших кинокартин всех времен.
- Моя задача – обеспечить зрителю благодетельный шок. Цивилизация отняла у нас способность непосредственно реагировать на что бы то ни было. Восстановить равновесие человек может только при помощи искусственных приемов, которые используются в кино. Результат достигается не содержанием, а техников. Мне безразлична тема, не важна актерская игра, но я отвечаю за съемочный процесс, звук и технические аспекты, которые заставляют зрителя взвизгивать, - рассказывал позже Альфред Хичкок.
Подписать на канал «КиноНытик»