(Mк. 11:1-26)
У каждой великой исторической личности были и друзья, и враги. Иисус Христос не был исключением. Его противниками были книжники, фарисеи, саддукеи и римляне.
Но почему они ненавидели Его? То место Писания, которое мы рассмотрим в этом уроке, расскажет нам о том, почему эти люди так яростно ополчились против Него. Ключ к разгадке мы найдем в событиях и ответных реакциях на них.
I. ТРЕБОВАНИЕ ПРИВЕСТИ МОЛОДОГО ОСЛА (11:1-11)
Глава начинается с рассказа о том, что позже мы стали называть торжественным въездом Иисуса в Иерусалим в воскресенье, предшествовавшее Его смерти. Марк пишет:
«Когда приблизились к Иерусалиму, к Виффагии и Вифании, горе Елеонской, Иисус посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; входя в него тотчас найдете привязанного молодого осла, на которого никто из людей не садился; отвязавши его, приведите; и если кто скажет вам: “что вы это делаете?”, отвечайте, что он надобен Господу; и тотчас пошлет его сюда. Они пошли, и нашли молодого осла, привязанного у ворот на улице, и отвязали его. И некоторые из стоявших там говорили им: что делаете? Зачем отвязываете осленка? Они отвечали им, как повелел Иисус; и те отпустили их» (ст. 1-6).
Это был не первый визит Иисуса в Иерусалим. Евангелие от Иоанна говорит, что ранее Он часто бывал в этом городе. Согласно Иоанну, Иисус непременно присутствовал на основных иудейских праздниках в Иерусалиме.
Знание этого поможет нам лучше понять эпизод с молодым ослом, о котором идет здесь речь. Многим странно, откуда Иисус знал, где именно искать такого осла. Считается, что Он знал это благодаря Своим сверхъестественным способностям. Но я сомневаюсь, что это было на самом деле так. Я думаю, что во время одного из Своих прежних приходов в Иерусалим Он договорился с кем-то из друзей, чтобы тот оставил там для Него этого ослика.
Отправив Своих учеников за молодым ослом, Иисус даже сказал им, что нужно сказать, то есть назвал пароль, о котором заранее было условлено: “Он надобен Господу”.
Как отмечает Марк, на этом ослике никто никогда еще не ездил. Это абсолютно соответствовало моменту, поскольку животное, которое использовали для священных целей, не должно было ранее использоваться ни для каких других целей.
Входя таким образом в тот день в город, Иисус исполнял древние пророчества о Нем. Зах. 9:9 представляет собой пророчество, в котором это событие четко описано. Пророк возопил:
«Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной».
В действии Иисуса было много символизма. Его въезд на осле символизировал царя, идущего с миром. В греческом оригинале Mк. 11 не говорится, что это животное было ослом (поулос это просто молодое животное), но Матфей и Иоанн дают ему четкое название. В Палестине к ослу относились без презрения. Он считался благородным животным. Отправляясь на войну, царь в Палестине всегда проезжал по улицам верхом на коне. А когда входил в город с миром, ехал на осле. Цари не гнушались ездить на ослах. Иисус, въезжая в город на осле, как бы говорил: "Да, Я пришел, как царь, но как царь мира".
Когда Он стал спускаться по склону Елеонской горы, толпа приветствовала Его так, как и предрекали пророки прошлого. В 11:7 Марк продолжает:
«И привели осленка к Иисусу, и возложили на него одежды свои; Иисус сел на него. Многие же постилали одежды свои по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге. И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: осанна! Благословен грядущий во имя Господне! Благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! Осанна в вышних!» (ст. 7-10).
Перед нами картина всеобщего непонимания. Люди по-прежнему думают о Мессии как о победителе - так, как думали на протяжении сотен лет. Они приветствуют Иисуса, как приветствуют победителя, но им и в голову не приходит, что это будет за победитель. Даже их выкрики показывают, куда направлены их мысли. Устилая дорогу, по которой идет Иисус, своими одеждами, они делают то же самое, что делали люди в 4 Цар. 9, когда в Израиле на царство был помазан Ииуй, запомнившийся своими кровавыми делами. Они ожидают земного царя, царя-победителя. Восклицая слова “благословен грядущий во имя Господне", они, по сути, называют Иисуса Мессией. Иудеи всегда называли Мессию “грядущим”. Иисус действительно заявлял, что Он - Мессия, но делал это таким образом, чтобы показать людям ошибочность их представления о Его мессианстве. Однако люди этого не поняли. Они приветствовали победителя, который наведет ужас на врагов Израиля. Они просто не понимали.
В стихе 11 Марк отмечает: “И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и осмотрев все, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью". Когда читаешь эти строки впервые, они кажутся незначительными. Но смысл их более глубок, чем нам кажется при поверхностном чтении. Это первое посещение храма воскресным вечером было официальным визитом Царя Израиля, знакомящегося со Своим народом. В тот первый вечер Иисус отправился в храм, чтобы почувствовать настроение народа, так как в храме, где проводилось богослужение, где совершались жертвоприношения, можно было услышать и увидеть, чем дышит весь израильский народ. Марк говорит, что Иисус все внимательно осмотрел.
Тем вечером в храме Иисус подводил итоги Своего служения. Внимательно все осматривая, Он был словно командующий, который, готовясь к решительному сражению, оценивает силы противника, а также свои возможности, свой потенциал.
II. ПРОКЛЯТИЕ СМОКОВНИЦЫ (11:12-14)
Марк говорит, что ту ночь Иисус провел в Вифании со Своими друзьями Марией, Марфой и Лазарем. На следующий день по дороге в храм Иисус совершил символическое действие, которое стало интригующей частью истории последней недели Его жизни. Марк пишет:
«На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; и увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек. И слышали то ученики Его» (ст. 12-14).
Ученики очень удивились, увидев на следующий день, что дерево это полностью засохло. Это чудо приводит в замешательство. Проклинать деревья, кажется, было не в характере Иисуса. Ни одно из Его других чудес не содержит ни проклятия, ни осуждения. Ни в одном из Его других чудес нет такого откровенного уничтожения, как в случае с этим деревом. Более того, кажется странным, что Иисус проклял и иссушил дерево, на котором не было плодов, когда сама Библия говорит, что им было еще не время поспеть.
Чтобы разобраться со всем этим, мы должны иметь больше информации о смоковницах. Смоковницу мы встречаем не часто, и нам это дерево кажется экзотическим. На смоковнице сначала появляются плоды, а потом уж листья. Листья могут появиться одновременно с плодами или, как это бывает чаще всего, после плодов. Никогда не бывает такого, чтобы смоковница сначала покрылась листьями, а потом плодоносила. Тот факт, что Иисус увидел листья на смоковнице, говорил о том, что на нем должны были быть и плоды. Проголодавшись, Иисус подошел к дереву, чтобы сорвать немного смокв, но, к Своему удивлению, не обнаружил на нем плодов. Поскольку дерево своим зеленым убранством обещало плоды, которых на нем в действительности не было, Иисус и проклял его, и на следующий день апостолы увидели, что дерево засохло.
Эта смоковница, несомненно, олицетворяет Израиль. У иудеев было много листьев, но не было плодов. Это были листья религиозных обрядов, правил и уставов. Их религия произвела листья, но не плоды. Иудеи гордились своими древними родословиями, своими ежедневными храмовыми жертвоприношениями и своими учителями. Но богоугодной души, которая должна была характеризовать избранный Божий народ, у них не было.
Вся в зелени, бесплодная смоковница олицетворяла ханжеский Израиль, который лишь делал вид, что у него есть плоды. Иисус символически произнес приговор всему народу Израиля, прокляв и иссушив бесплодную смоковницу. Действия Иисуса были подчеркнуто эффектными. Он хотел, чтобы эпизод запомнился апостолам.
Израиль всегда видел себя деревом, которое Бог посадил в земле обетованной. Мы встречаемся с этим символом в Пс. 79. Прочтите стихи 9-11 этого псалма:
«Из Египта перенес Ты виноградную лозу, выгнал народы, и посадил ее. Очистил для нее место, и утвердил корни ее, и она наполнила землю. Горы покрылись тенью ее, и ветви ее, как кедры Божии».
Бесплодная смоковница олицетворяет Израиль, а то, что она высохла, - это поучительная притча, в которой Иисус воспользовался образом дерева, чтобы предсказать приговор, который ожидал весь иудейский народ.
III. ОЧИЩЕНИЕ ХРАМА (11:15-18)
Одним из наилучших комментариев, которые были написаны о проклятии смоковницы, являются, пусть это не покажется вам невероятным, действия Иисуса по очищению храма, о которых мы читаем в следующих же стихах. Проклятие смоковницы и очищение храма тесно связаны между собой. Одно событие в буквальном смысле помогает объяснить другое. Марк пишет:
«Пришли в Иерусалим. Иисус, вошед в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; и не позволял, чтобы кто пронес чрез храм какую-либо вещь. И учил их, говоря: не написано ли: "дом Мой домом молитвы наречется для всех народов"? А вы сделали его вертепом разбойников» (ст. 15-17).
Многие представляют себе Иисуса мягким, тихим человеком. Однако это неверное представление о Нем. Когда того требовали обстоятельства, Иисус мог быть решительным, взыскательным и напористым. Любой образ Иисуса будет неполным без того случая в Его жизни, когда Он очистил храм от тех, кто глумился над людьми.
Согласно Евангелию от Иоанна, за три года до этого, в самом начале Своего служения, Иисус уже аналогичным образом выгнал из храма менял. Как оказалось, не надолго. Теперь Ему вновь пришлось сделать то же самое.
Этот эпизод произошел в той части храма, которая называлась двором язычников - в наружной части храмового комплекса. Предполагалось, что этот двор будет использоваться для молитв и размышлений, но обстановка в нем к тому времени стала до такой степени коммерциализованной, там было такое множество менял, продавцов и покупателей, что стало практически невозможно использовать это место для молитв и размышлений. Ситуацию усугубляло еще и то, что процветавшая там торговля для приходивших в храм паломников была настоящей "обдираловкой”.
Каждый иудей должен был платить храмовый налог, составлявший половину сикля в год. На праздник в Иерусалим иудеи приходили со всех уголков земли и приносили самые разные деньги. Чтобы оплатить храмовый сбор, эту иностранную валюту им нужно было обменять на валюту храма. Менялы установили на территории храма палатки и занимались своим бизнесом, получая от него огромную прибыль. Деньги для финансовых операций давали саддукеи, которые строго контролировали обменный бизнес, получая при этом львиную долю.
Как вы знаете, иудейский закон требовал для жертвоприношения определенных животных. Транспортировать живой скот и птиц на большое расстояние было просто нереально, гораздо удобней было купить их в Иерусалиме. Животных можно было купить и за пределами храма, в городе, но здесь была одна загвоздка. В храме были свои инспектора животных. Если человек покупал животное вне храма и приносил его во двор, чтобы совершить жертвоприношение, эти инспектора, как правило, браковали животных. Все занятые в бизнесе были связаны одной цепочкой.
Марк отдельно упоминает голубей. Согласно закону Моисея, голубей приносили в жертву бедняки. На территории храма голубя продавали в шесть раз дороже, чем за его пределами.
Бедных, простых верующих обманывали и обирали святые торгаши. Иисус, возмущенный этим безобразием, закричал им: "Дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников". Эти две фразы, “дом Мой домом молитвы наречется” и "вы сделали его вертепом [логовом; Современный Перевод] разбойников" являются ветхозаветными цитатами, первая из которых взята из Ис. 56, а вторая - из Иер. 7. Это убедительное заявление Иисуса о том, что Он - Божий посланец, который внезапно пришел в Свой храм, чтобы восстановить его для надлежащего использования.
История продолжается в стихе 18:
«Услышали это книжники и первосвященники и искали, как бы погубить Его; ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его. Когда же стало поздно, Он вышел вон из города» (ст. 18, 19).
Не вызывает никакого сомнения, что действия Иисуса по очищению храма в тот день стали основной причиной, заставившей Его врагов приступить к разработке плана по Его уничтожению. Это событие, конечно же, ускорило смерть Иисуса, которая произошла на той же самой неделе. Оно стало также той точкой, которая сделала возврат для иудеев невозможным. С этого момента книжники и фарисеи уже не хотели больше мириться с тем, что Иисус делал и говорил. Это окончательно предопределило Его смерть, но также предопределило и их судьбу.
IV. РАЗГОВОР О ВЕРЕ (11:20-26)
На следующий день, возвращаясь в город после ночевки в Вифании, Иисус и апостолы проходили мимо смоковницы. В стихах с 20 по 23 говорится:
«Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня. И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви! Посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла. Иисус отвечая говорит им: имейте веру Божию...».
Разве не странный ответ? Эти люди говорят о засохшей смоковнице, а Иисус отвечает им: “Имейте веру Божию". Какая связь между верой в Бога и засохшей смоковницей? И даже очень тесная! Своим ответом Иисус предупреждал апостолов: “То, что случилось с израильским народом, вполне может случиться и с вами. Эта засохшая смоковница олицетворяет увядание и смерть народа Израиля. Если они умерли, то вы тоже можете умереть. Послушайте, единственная надежда для Израиля и для вас, апостолов, - это сохранить вашу веру в Бога. Без этой веры в Бога вы засохнете, умрете от корня до макушки, как случилось с народом Израиля”. Иудеи были прокляты, потому что утратили веру в Бога. Иисус в Своем ответе не делится секретом проклятия смоковницы. Он раскрывает нам секрет того, как нам одержать победу в этой жизни. Иудейский народ подменил истинную жизнь с Богом пустыми обрядами, бессмысленными ритуалами, которые обладали внешним религиозным блеском, но по своему внутреннему содержанию были фальшивыми и лицемерными. Они утратили свою веру в Бога, и Божья жизнь внутри них увяла, засохла и умерла.
Далее Иисус стал говорить нечто еще более загадочное:
«Ибо истинно говорю вам: если кто скажет горе сей: “поднимись и ввергнись в море", и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, - будет ему, что ни скажет» (ст. 23).
Это один из тех стихов, который никак нельзя рассматривать в отрыве от контекста. Если вы изолируете его, он будет выглядеть, как формула, тайный знак, заклинание для сотворения чудес. Иисус не открывает никакой магической формулы для того, чтобы ввергать горы в море. Он говорит, насколько важно для нас не терять веры в Бога, когда в своей жизни мы встречаемся с трудностями, которые не можем понять.
Эта фраза была самой обычной фразой у иудеев. Она была ярким идиоматическим выражением, которым пользовались, когда хотели указать на способность человека устранять трудности на своем пути. Ее особенно часто употребляли по отношению к мудрым учителям. Хорошим учителем считался тот, кто своим учением мог устранить “завалы” в умах своих слушателей. О мудром учителе говорили, что он передвигает горы. Такова суть сказанного Иисусом. Он сказал, что, имея веру в Бога, мы имеем веру в силу, которая помогает нам смело встретить все трудности и решить все проблемы.
В стихах 24 и 25 Иисус добавляет:
«Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, - и будет вам. И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши».
Некоторые рукописи содержат также стих 26: “Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших”.
Все мы знаем, что означают эти стихи. Мы знаем, какой убийственной и разрушительной силой может обладать непрощающий дух. Как смеем мы просить о прощении, если лелеем в себе дух непрощения и нетерпимости к другим! Если мы хотим разговаривать с Богом, должна быть общая связь между нами и Богом, с которым мы пытаемся говорить. В Библии сказано: "Бог есть любовь". Если основной принцип сердца человека - обида и непрощение, то он воздвигает в своем сердце преграду, которую молитва не может преодолеть. Да поможет нам Бог прощать друг друга. Это не прихоть и не роскошь. Это абсолютная необходимость жизни. Основанием для нашего собственного прощения является то, что кто-то другой заплатил за это. Другой взял на себя наш долг. Насколько же больше мы должны проявлять милосердия и насколько больше мы должны любить и прощать тех, кто обидел нас!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Иудеи были окончательно прокляты за то, что сохраняли внешние формы религии, отказавшись от ее силы. Они цитировали соответствующие строки Писания. Они формально правильно и достойно проводили богослужения, но они ничего не знали о том, что религия - это движущая сила, способная изменить их жизнь.
А мы? Так ли уж сильно мы от них отличаемся? Что наше показное, равнодушное, с прохладцей “воскресное христианство"? Не зеленое ли это, но бесплодное дерево?
Предостережение, которым Иисус закончил Свою проповедь на Елеонской горе, все еще звучит сегодня в наших ушах. В Мф. 7:21-23 Он предупреждал:
«Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!” войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: “Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили?” И тогда объявлю им: "Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие"».
Религия, чтобы вообще чего-то стоить, должна быть подлинной. Форма без содержания не имеет никакой ценности, как никому не нужная бесплодная смоковница.
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2023 ГОД 👈🏻