Комментарии читателей, которым я всегда благороден за отзывы любого рода, даже отрицательные (иногда приходится испытывать сожаление по поводу узости взглядов того или иного читателя, зачастую попросту хейтера) к статье об акустической системе с отверстиями в задней стенке, которая то-ли открытый ящик, то-ли закрытый, а может и обладает чертами фазоинвертора (при этом, скорей всего, не описываемый в классических книжках промежуточный вариант), побудили меня взяться за статью о панелях акустического сопротивления (ПАС).
Первая ПАС была применена английским предпринимателем Гилбертом Бриггсом в 4-полосной акустической системе Wharfedale Jade-7, а также в меньшей модели Jade-5 . "Открытие" основывалось не на теоретических изысканиях, а на результатах прослушивания опытных образцов.
АС представляла собой напольную колонку весом 37 кг и высотой 1,2 м с корпусом из особого композитного материала, названного Кристаламом. Компания объявила, что основу композита составляют особо обработанные элементы из дерева, с исключением вибрации стенок колонки, внутренних резонансов и акустических утечек.
Кристалам был не однородным материалом, а слоистым, но компания не вдавалась в раскрытие производственных секретов. Известно лишь, что каждый слой кристалама обладает способностью скользить по соседним слоям, что способствует демпфированию. Резонансные явления размазываются в более широкой полосе частот, что исключает свойственную корпусам из ДВП "акустическую подпись".
Форма корпуса АС обтекаемая каплеобразная; в верхней части располагается 25-мм твиттер, а ниже 75-мм конический громкоговоритель СЧ. 150-мм конический мидбасс размещен в отдельной камере внутри корпуса, а под ним располагается пара 175-мм вуферов для воспроизведения самых нижних частот диапазона.
Частоты разделения полос 180, 590 и 2.800 Гц. Как заявляет производитель, изготовление диффузоров мидбасса и басовых динамиков из особого материала Акуфайбр (в переводе - акустические волокна) приближает работу головок к работе рассматриваемых в учебниках электроакустики "акустических поршней" без присущих прежним металлическим конусным диффузорам с высокой добротностью резонансов; исключается возникновение в диффузоре стоячих волн.
Ниже на рисунке размещенный в корпусе АС 4-полосный фильтр (кроссовер) с выводом разъемов на заднюю стенку АС.
Особой фишкой конструкции является скрытый порт. Обычного для фазоинвертора порта на фронтальной либо задней стенке АС нет, конструкция АС средняя между закрытым ящиком (с акустической подвеской) и фазоинвертором.
Новый принцип создания АС получил название "апериодическая нагрузка корпуса", и его можно рассматривать как "герметизированный корпус с утечкой" либо как фазоинвертор с задемпфированным портом, и был впервые описан Бриггсом в 5-м издании своей знаменитой книжки "Громкоговоритель: причины и принципы хорошего воспроизведения" в 1958 году (1-е издание вышло в 1948 году).
"Апериодическая система" включает в себя порт, открывающийся в основание корпуса, настройка производится щелью в основании корпуса. Щель заполнена пористой пеной, для контроля воздушного потока через щель.
Для улучшения звучания в области СЧ и расширения диапазона частот индуктивность головки снижена короткозамыкающим кольцом на керне. Пользователь особо предупреждается, что не следует пытаться затягивать болты крепления головок к передней стенке - они деревянные.
Апериодическая нагрузка корпуса ведет, со слов производителя, к более артикулированному, быстрому и тугому, плотному басу при воспроизведении. Совершенно отсутствует свист от движения воздуха в порту. АС допускается размещать в любом месте комнаты, в т.ч. и в углу.
Чувствительность АС 88 дБ, и 87 дБ при стандартизированном измерении на розовом шуме. Номинальное сопротивление АС 6 Ом, но, поскольку минимальный импеданс составляет 3,1 Ом, лучше считать АС 4-омной. АС является достаточно сложной нагрузкой для выходного каскада УНЧ, но поскольку параметр EPDR (эквивалентное пиковое сопротивление рассеяния) приходится на частоту 2,7 кГц, где мощность сигнала невысока, не все так страшно.
Размах АЧХ в диапазоне 200 Гц-20 кГц на оси СЧ-головки (по высоте на уровне ушей сидящего человека) составляет ±6,5 дБ, притом эта неравномерность наблюдается на верхней октаве, на частотах ниже 11 кГц неравномерность не превышает ±1,5 дБ. Басы спадают на 6 дБ на частоте 52 Гц относительно частоты 200 Гц. Ниже частоты 80 Гц - типичный спад 12 дБ/октаву.
Итак, первая ПАС представляла собой залитый в порт фазоинвертора вспененный материал. На днях мы разместим на канале статью по ПАС, как мы себе их представляем, задняя стенка из 2 панелей с отверстиями, между которыми зажата натянутая ткань. Следите за каналом, будет интересно, подобного рассмотрения ПАС вы еще не встречали.