А сегодня, я думаю, пришла пора поговорить о Татьяне-княгине.
Но вот толпа заколебалась,
По зале шёпот пробежал…
К хозяйке дама приближалась,
За нею важный генерал.
Так она появится перед Онегиным. Что привлекает внимание в этих строках? Мне кажется, «по зале шёпот пробежал». Я не раз критиковала либретто оперы П.И.Чайковского, но вот сейчас хочу его процитировать:
«ГОСТИ. Княгиня Гремина! Смотрите! Смотрите!
(Гости почтительно расступаются перед Греминым и Татьяной).
ГРУППА МУЖЧИН. Которая?
ДРУГАЯ ГРУППА. Сюда взгляните!
ДАМЫ. Вот та, что села у стола.
МУЖЧИНЫ. Беспечной прелестью мила!»
Да, наверное, примерно такой шёпот сопровождал появление в зале «неприступной богини роскошной, царственной Невы». И невозможно не заметить, что, рассказывая о появлении Татьяны на рауте (прошу прощения, но всё же напомню: несмотря на то, что, благодаря, в основном, Чайковскому, читатели обычно представляют себе бал, у Пушкина это именно «светский раут» - вечер без танцев), автор здесь живописует свой идеал женщины. Сравните:
Всё тихо, просто было в ней,
Она казалась верный снимок
Du comme il faut…
…Никто б не мог её прекрасной
Назвать; но с головы до ног
Никто бы в ней найти не мог
Того, что модой самовластной
В высоком лондонском кругу
Зовется vulgаr .
Это описание Татьяны. А вот отрывок из написанного уже позднее письма Александра Сергеевича жене: «Да, ангел мой, пожалуйста не кокетничай. Я не ревнив, да и знаю, что ты во всё тяжкое не пустишься; но ты знаешь, как я не люблю всё, что пахнет московской барышнею, всё, что не comme il faut, всё, что vulgar... Если при моем возвращении я найду, что твой милый, простой, аристократический тон изменился, разведусь, вот те Христос, и пойду в солдаты с горя». Похоже? По-моему, очень! И отметим, кстати, констатацию (вопреки всему, что пишут многие «биографы») у Натали этого самого «милого, простого, аристократического тона» (и прелестна, конечно, завершающая угроза).
Другой момент:
Но обращаюсь к нашей даме.
Беспечной прелестью мила,
Она сидела у стола
С блестящей Ниной Воронскою,
Сей Клеопатрою Невы;
И верно б согласились вы,
Что Нина мраморной красою
Затмить соседку не могла,
Хоть ослепительна была.
Кто эта «Нина Воронская»? Пушкинисты (настоящие, не Микушевичи) пытаются решить вопрос, исходя из данных строк, а также из пропущенной строфы, относящейся, правда, к приёму у княжеской четы:
Смотрите: в залу Нина входит,
Остановилась у дверей
И взгляд рассеянный обводит
Кругом внимательных гостей;
В волненье перси, плечи блещут,
Горит в алмазах голова,
Вкруг стана вьются и трепещут
Прозрачной сетью кружева,
И шёлк узорной паутиной
Сквозит на розовых ногах;
И все в восторге, в небесах
Пред сей волшебною картиной...
Наверное, действительно «волшебная картина»! И, может быть, именно поэтому автор от неё отказался – перетягивает на себя внимание.
Обычно «выдвигаются» две «кандидатуры», две светские львицы того времени – А.Ф.Закревская (слева) и Е.М.Завадовская – обе, к слову, адресатки пушкинских стихов:
Очень интересно противопоставление «блеска» и «прелести». Оно прозвучит у Пушкина и в написанном примерно в то же время стихотворении «К вельможе»:
…Влиянье красоты
Ты живо чувствуешь. С восторгом ценишь ты
И блеск Алябьевой и прелесть Гончаровой.
Гончарова – ещё не Пушкина, но, конечно, уже «чистейшей прелести чистейший образец». К сожалению, нашла портрет А.В.Алябьевой лишь 1844 года, а потому и портрет Натали помещаю примерно того же времени:
И здесь возникает у меня ещё один вопрос.
При обсуждении своей статьи о пресловутых высказываниях В.Б.Микушевича я встретила и комментарии людей, не согласных со мной. К примеру – «пожалуй, во всем согласна с Микушевичем. А в чём он не прав?.. У меня ничего не вызвало отторжения». И, как следствие – «сама много думала о степени изувеченности генерала и что он, может быть, и неспособен... Насчет монашества Татьяны мне нравится мысль. Она как весталка, и это очень похоже на Пушкина». Наверное, я очень слепа и наивна, но вот до самых последних дней (точнее, до 9 апреля, когда прочла вопрос о высказываниях эзотериста) мне подобные мысли и в голову не приходили, а об «увечности» князя я думала исключительно в пределах шрамов…
И всё-таки (может быть, вновь по кошачьей глупости!) снова и снова скажу – НЕТ! Не согласна. И с «монашеством Татьяны» - в первую очередь. Посмотрите на те штрихи, которые то и дело использует поэт: он пишет о «сей величавой, сей небрежной законодательнице зал», упоминает и о «малиновом берете», и о «боа пушистом» - модные, дорогие аксессуары. Конечно, снова «предвижу возражения», что это-де всё наружное. Но не слишком ли много «наружного» получится? Да, Татьяна, конечно, скажет:
А мне, Онегин, пышность эта,
Постылой жизни мишура,
Мои успехи в вихре света,
Мой модный дом и вечера,
Что в них?
Но говорит ли это о «монашестве» героини? Так ведь можно Бог знает до чего додуматься. Впрочем, Микушевич и додумался – о том, для чего генерал «познакомил» Онегина с Татьяной (не удосужившись вспомнить, что знакомы они уже давно). А ведь подобное «знакомство» можно расценить как явление отнюдь не русской жизни – это в Италии замужние дамы имели при себе чичисбеев, что вызывало осуждение ещё у Д.И.Фонвизина: «Многие дамы признавались мне по совести, что неминуемый обычай иметь чичисбея составляет их несчастие, и что часто, любя своего мужа несравненно больше, нежели своего кавалера, горестно им жить в таком принуждении… В Генуе сей обычай дошёл до такого безумия, что если публика увидит мужа с женою вместе, то закричит, засвищет, захохочет и прогонит бедного мужа… Словом сказать, дурачествам нет конца».
Думаю, что говорить о подобном «дурачестве» генерала и не нужно. Тем более, что Пушкин пишет (и не где-то в черновиках, а в основном тесте):
Она ушла. Стоит Евгений,
Как будто громом поражён.
В какую бурю ощущений
Теперь он сердцем погружён!
Но шпор незапный звон раздался,
И муж Татьянин показался…
Сколько времени могла продолжаться предыдущая сцена? Думаю, очень недолго. Однако генерал не замедлил появиться – и это его явление уж никак не подтверждает домыслы «толкователей» о кавалере, который должен «развлекать» княгиню…
Как относятся супруги друг к другу? С князем, я думаю, всё ясно: один его ответ Онегину скажет о многом:
— Ага! давно ж ты не был в свете.
Постой, тебя представлю я. —
«Да кто ж она?» — Жена моя.
Здесь и явная гордость, и удивление, что «родне и другу» княгиня не знакома…
Про чувства Татьяны можно говорить много и не меньше – спорить о них. Но, думаю, прежде того нам нужно вернуться к Онегину и попытаться понять и его чувства.
Если статья понравилась, голосуйте и подписывайтесь на мой канал.
«Путеводитель» по всем моим публикациям о Пушкине вы можете найти здесь
"Оглавление" всех статей, посвящённых "Евгению Онегину", - здесь
Навигатор по всему каналу здесь