Японский язык имеет удивительную особенность: он предельно конкретен и точен. В нем для всего, буквально для каждой мелочи, для каждой детали и деталюшечки, которая в русском обычно обозначается как "вон та фигня", есть конкретное название.
Японский язык - предельно терминологичен.
Так, в частности, самая обыкновенная деталь архитектуры, которая в русском называется просто "задние ворота" или "дополнительные ворота", в японском будет "карамэтэ" - что дословно значит "место для захвата пленников".
Примечание 1: просто ворота, как таковые - это "мон".
Примечание 2: карамэтэ может быть только у замка, форта или крепости, т.е. у военного объекта. У простого дома или усадьбы, разумеется, не может быть никаких "мест для захватов пленников".
Японской фортификации свойственны несколько особенностей. Стены обычно невысокие и технически не слишком прочные (по сравнению с европейскими). Основную фортификационную нагрузку несет рельеф местности, как правило, дополнительно "доведенный до ума": масса рвов, не очень глубоких, зато многочисленных, большое количество "волчьих ям" с острыми кольями на дне, различные искусственные препятствия на основных направлениях атаки, сложные фортификационные ухищрения - например, "каменные мешки" на дороге к основным воротам, позволяющие расстреливать штурмовую колонну с флангов... В целом самурайская крепость ориентирована не на противостояние артиллерийскому оружию или метательным машинам (которых у японцев почти не было), а именно на сдерживание больших масс атакующих, которые пытаются преодолеть низкие стены естественным образом. Т.е. либо проломить ворота и прорваться через них, либо тупо перелезть через стену в удобном месте.
Кроме того, классический "горный" японский замок - ямадзиро или хираямадзиро - будучи трудноуязвим для атак живой силы, испытывает, как правило, проблемы с водой (на горе сложно выкопать колодец, понимаете ли) и с подвозом продовольствия. Бывали случаи, когда доведенные жаждой до отчаяния осажденные шли на прорыв, решив хотя бы умереть по-самурайски, с честью. Кстати, что интересно, иногда они при этом побеждали даже превосходящего численно противника: страшна, ох как страшна загнанная в угол кошка...
Поэтому для осажденных было жизненно необходимо постоянно получать сведения от захваченных у противника пленников: долго ли враги тут еще сидеть собираются? Поэтому в укромных местах (далеко от основных направлений атаки) и делались особые ворота "карамэтэ" - специально для выхода за "языками" диверсионных групп. Японцам свойственна конкретика и специализация буквально во всех областях, повторюсь...
Кстати, второстепенных, "черных", дополнительных врат в японском замке в среднем - больше, чем в европейском.
Просто скрытые, "секретные" ворота - это "удзуми-мон". Также существовало еще очень большое количество конструктивных типов основных ворот "ватари-ягура-мон" и малых - "кораи-мон". Если господам читателям будет интересно, в следующих статьях расскажу поподробнее. Если кто хочет прочесть в первоисточнике, без моих дополнений, - пожалуйста:
К. Носов: "Замки самураев и японское осадное искусство".