Когда Вавилон в 586 г. до н.э. завоевал Иудею, Иерусалим был разрушен, храм превращён в развалины, а народ уведён в плен. Мир иудеев перевернулся. Избранный народ Божий оказался в чужой стране, лишённый всех физических свидетельств Божьего присутствия. На утрату святой земли и святого храма они отреагировали тем, что стали народом писания, а не народом места. Народ Божий стал народом закона Божьего.
Конечно, Закон всегда был важен для Израиля, но для иудеев, оторванных от их земли, он стал казаться ещё более важным. Иудеи возвратились на свою землю, отстроили храм и восстановили стены Иерусалима; но они так и не смогли возродить славу царства Давида и Соломона. Поэтому доказательство их связи с Богом лежало не в силе и престиже, а в их верности Закону. Начиная со времён Малахии, широкое понимание того, что Божьи пророки больше не работают в мире, делало Закон ещё более важным. Как могли люди узнать Божью волю? Если не было пророков, то узнать её они должны были из ранее открытого Богом Закона.
Закон, которому были преданы иудеи, изначально состоял из Торы, или Пятикнижия. Эти первые пять книг Ветхого Завета были написаны Моисеем. Позже к еврейским Писаниям были добавлены другие вдохновенные книги. Книга пророков состояла из ранних пророков — книг Иисуса Навина, Судей, Царств — и поздних пророков — книг Исаии, Иеремии, Иезекииля и Двенадцати (малых пророков). Все остальные ветхозаветные книги назывались просто Писаниями.
Еврейская Библия, таким образом, имеет три раздела: Закон (Тора), Пророки (Невиим) и Писания (Ктувим, или Агиографы). Иногда её называют «Танах» по первым буквам этих трёх её частей (с двумя вставленными гласными). Это трёхчастное деление отражено в Лк. 24:44, где Иисус говорит о «законе Моисеевом и пророках и псалмах». В этом случае «псалмы», самая длинная книга Писаний, выступает в качестве названия всего третьего раздела.
Все эти книги были написаны на древнееврейском языке (за исключением нескольких глав книг Ездры и Даниила, написанных на арамейском). Согласно свидетельствам, все они с самого начала были признаны вдохновенными. Малые пророки, например, говорили о законе Моисея, ссылались на события в исторических книгах и на отрывки из Псалтири, а также содержали цитаты из ранних пророков. Ветхозаветные писания были собраны и считались одной книгой уже во II веке до н.э., ибо иудейские писатели того времени признавали такое же трёхчастное деление, о каком говорил Иисус в Лк. 24:44.
Хотя Десять заповедей были начертаны на каменных табличках, весь библейский период священные книги писались на кожаных или папирусных свитках. Чтобы сделать Закон более доступным для читателей, ветхозаветные книги были переведены на другие языки, в частности на арамейский и греческий.
НЕВДОХНОВЕННЫЕ ПИСАНИЯ
В межзаветный период иудеи создали другие важные, но невдохновенные, писания.
Апокрифы
Одна группа этих писаний известна как «апокрифы»; это слово означает «сокрытый» и несёт дополнительный смысл «ложный или неподлинный». По словам Дэвида Клайнса, первым эти книги назвал «апокрифами» (то есть «сокрытыми») Иероним (ок. 400 г.). Вероятно, это название он выбрал, думая, что, хотя эти книги были включены в греческую и латинскую Библии, они отсутствовали в еврейской Библии и поэтому не должны были считаться такими же авторитетными, как канонические. Тем не менее, он находил их полезными для чтения в целях назидания церкви. Используя термин «апокрифы», Иероним, возможно, также имел в виду противопоставление, сделанное в 3 Езд. 14:44–47, где двадцать четыре канонические книги еврейской Библии (соответствующие тридцати девяти книгам Ветхого Завета) противопоставляются другим писаниям. Предположительно, эти апокрифические книги содержали «эзотерическое знание и тайны, пригодные только для мудрецов, и потому должны быть “сокрыты” от широкой публики» (Клайнс).
По определению Брюса Метцгера, апокрифы — это «собрание четырнадцати или пятнадцати книг (или частей книг), не включённых в Масоретскую еврейскую Библию, которые были написаны в течение последних двух веков до Христа и первого века христианской эры». Т. Дэвис перечисляет четырнадцать таких книг: 2 и 3 книги Ездры; книга Товита; книга Иудифь (Юдифь); добавления к книге Есфирь; книга Премудрости Соломона; книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова; книга Варуха с Посланием Иеремии; добавления к книге Даниила, включая молитву Азарии и Песнь о трёх праведных отроках, Сусанна и старцы и Бэл и Дракон; Молитва Манассии; 1 и 2 книги Маккавейские. Иногда в этот список дополнительно включают 3 и 4 книги Маккавейские, и тогда общее их число становится шестнадцать.
По какой-то причине эти книги (за исключением 3 Ездры) были добавлены в Септуагинту. Оттуда они перешли в латинскую Вульгату. Иероним, переводивший с древнееврейского, ограничил свою латинскую Вульгату еврейским каноном. Однако позже апокрифы были добавлены в Вульгату Западной церковью, скорее всего из старолатинской версии. Так эти книги (кроме 3 и 4 Маккавейских) вошли в католическую Библию. Иногда их называют «второканоническими» книгами, имея в виду, что они входят во «второй закон».
Поскольку ранняя церковь пользовалась Септуагинтой, некоторые раннехристианские писатели цитировали из апокрифических книг. Однако они никогда не входили в еврейскую Библию, и нет никаких свидетельств того, что Иисус, или Его апостолы, или авторы Нового Завета признавали их богодухновенными.
Псевдоэпиграфы
Другой класс документов, созданных в межзаветный период и в первые два века христианской эры, называют «псевдоэпиграфами» — что значит «ложно озаглавленный». Эта группа книг была названа так потому, что неизвестные авторы подписывали свои писания именами великих людей из Библии, чтобы придать им вид древности, аутентичности и авторитетности. Ричард Соулен считает, что к этой категории можно отнести «более 100 текстов и фрагментов текстов», а затем перечисляет сорок семь документов из этого числа, включая книги, известные как «Откровение Адама», «Енох», «Откровение Авраама», «Завет Авраама», «Завет Исаака», «Вознесение Исаии», и др. Разница между этими книгами и апокрифами в том, что если апокрифы входят в канон католической Библии, то псевдоэпиграфы никогда не получали широкого признания как богодухновенные. Очевидно, Иуда цитировал из двух псевдоэпиграфических сочинений, Успения Моисея (в Иуда 9) и 1 Еноха (в Иуда 14, 15). Это цитирование доказывает богодухновенность этих книг не более, чем цитирование Павлом языческих философов в Деян. 17:28 доказывает их богодухновенную природу. Иуда просто использовал известные истории для иллюстрации своей мысли, как делают проповедники в наше время.