Найти тему
Сапфировая Скрижаль

Какая вера была до христианства на Руси? (начало)

 Виктор Михайлович Васнецов. Витязь на распутье.
Виктор Михайлович Васнецов. Витязь на распутье.

Очень многих людей интересует ответ на вопрос: какой была вера наших предков до принятия христианства. Скажу сразу, что пока ещё не существует общепринятого хоть сколько-нибудь достоверного ответа. Об этом практически ничего не знает официальная наука, опирающаяся в основном на обрывочные христианские источники, авторы которых считали предосудительным разбираться в языческих философских концепциях. А в последнее время реконструкторы и альтернативщики ещё больше запутали ситуацию. Однако сдвинуться с мёртвой точки в этом вопросе возможно, только необходимо учесть некоторые важные моменты. Первый момент очевиден - нельзя расчитывать на достоверность и объективность высказываний христиан о язычниках в летописях.

Во-вторых нельзя брать за основу описание языческого пантеона, введённого князем Владимиром. Очень вероятно, что Владимир в определённый момент своей жизни испытывал интерес и симпатию к скандинавам и мог решить реформировать старую веру по скандинавскому образцу. С  верованиями скандинавов Владимир был хорошо знаком :

"Когда удельный древлянский князь Олег, отступая в бою с Ярополком, был раздавлен во рву падавшими лошадьми, Владимир при этом известии бежал к королю Норвегии Хакону Могучему".

Скандинавы были отважными воинами, но не брезговали  жить  за счёт разбойных нападений на другие народы, объясняя это скудностью своей земли. Соответственно и вера у них была такая, которая отражала и оправдывала их мировоззрение и возможность такого  образа жизни. Все сведения, касающиеся нравов и обычаев самого князя Владимира не могут характеризовать до-Владимирские  (не искажённые реформами Владимира и переходным периодом к христианству) верования  по определению. Ибо Владимир не только принял позже христианство, но и изначально являлся реформатором, еретиком-разрушителем, отступником от старой веры. Таким образом его "духовные поиски", переплетаясь с политикой, могут увести от смысла изначальной веры.

В этой связи наиболее важным я считаю ответить на вопрос: что заставило князя Владимира сначала реформировать старую веру, а затем, не удовлетворившись результатом, поменять её на новую? Владимир стремился к объединению русских земель. А была ли в те времена на Руси единая вера? Очень вероятно, что не было. Именно поэтому Владимир и пытался создать единый пантеон и обряд. Однако политик крайне редко обладает компетенцией духовного учителя.

Сейчас  уже нам достоверно известно, что русский этнос сложился из разных племён, относящихся в основной своей массе к трём разным родам. Эти рода наглядно можно отследить по маркерам в мужской Y- хромосоме. Если говорить языком ДНК-гениалогии, то это род R1a  (арийский), род I2 (балканский) и род N1 (уральский - чудь). М.В.Ломоносов писал:

«Старобытные в России обитатели, славяне и чудь, по преданиям достоверных наших летописей известны. <  ... >  Многие области, которые в самодержавство первых князей российских чудским народом обитаемы были, после славянами наполнились. Чуди часть с нами соединилась, часть, уступив место, уклонилась далее к северу и востоку.»

Естественно, что у каждого из этих родов (в составе русских есть и другие, менее многочисленные) были свои религиозные воззрения. Конечно взаимное влияние происходило, но не настолько сильное, чтобы у нас были основания считать, что на Руси как-то сама собою сложилась единая вера, которую сейчас тщетно пытаются реконструировать. Естественно ничего не получится. Например, если брать за основу записи народных верований, собранные по северным деревням, то мы получаем некоторую кальку с финно-угорских мифов, что не удивительно, ведь именно на севере России и сконцентрирована основная масса потомков рода N1. А этому роду свойственен шаманизм, анимизм и свои особенные представления о душе. Возможно шаманизм не так изощрён в создании философских концепций, как другие религиозные системы, зато политические выгоды, человеческие комплексы или замудрствования  не оторвали его от реальности, в том числе и потусторонней. Поэтому это очень важная часть нашего наследия. Важная, но не самая большая.

 В. М.  Васнецов. Боян. Фото: Wikipedia / Shakko
В. М. Васнецов. Боян. Фото: Wikipedia / Shakko

Самым многочисленным у русских является не род N1, а род R1a. Это арии, тот род, в который собственно и влились N1 и I2. Всем известно, что у ариев были Веды. Но это были не те индийские Веды, которые нам известны сейчас. Только наиболее древняя часть Вед и предания о северной прародине были принесены в Индию. Все остальные тексты индуизма, многие обычаи и касты создавались уже в Индии. Индуизм развивался своим путём, сильно отличающимся от нашего.

Это удивительно, но память о том, что одна часть наших родов ушла в Индию, а другая на Ближний Восток, передаётся из поколения в поколение до сих пор. Я узнала об этом в глубоком детстве от отца, когда интернета не было ещё и в проекте. Не так давно я переспросила у мамы, а откуда собственно об этом люди могли узнать в прошлые времена, если никаких письменных свидетельств этого переселения не сохранилось? На что она мне ответила, что не знает откуда, но об этом просто все знали. О чём это говорит? О том, что культурные связи с теми, кто переселился в Индию и Персию сохранялись очень долго. В предыдущих статьях я писала, что авестийские арии пришли на Ближний Восток через Кавказ в Мидию. Приведу по этому поводу ещё одну очень интересную цитату из «Истории» Ломоносова:

«О живших далее к востоку сарматах пишет Плиний, что они мидской породы, живут при реке Доне, разделяются на разные поколения. Сей же автор и Страбон некоторых мидян в Европе вместе с фракиянами, то есть в сарматских пределах, полагают, чем вероятность о единоплеменстве сарматов с мидянами умножается. Ибо, преселяясь от востока к западу, мидские народы, и будучи проименованы сарматами, могли в некоторых поколениях удержать прежнее имя, подобно как славяне новогородские перед другими славенскими породами, которые особливые имена имели.
Некоторые речения мидские, со славенскими сходные, не были бы единородства вероятностью, когда бы таковыми важными свидетельствами древних писателей не утверждались.»

Итак, какая же была вера у представителей арийской ветви славян? Я бы не стала называть эту веру языческой, дабы не возникали ассоциации с многобожными языческими культами. Арии изначально были монотеистами, а не пришли к монотеизму позже, как это было у других народов. Но, чтобы понимать это, нужно изучать не только неоязыческий новодел, да греческие и скандинавские мифы (которые к Ведам имеют лишь косвенное отношение и не ближе к Ведам, чем собственно христианство). Христианство выросло из Вед. Я об этом писала в предыдущих статьях.

Симорг или Сенмурв из мифологии зороастрийской Персии, Сасанидский королевский символ. В славянской мифологии есть Семаргл. Семаргл входил в пантеон князя Владимира.
Симорг или Сенмурв из мифологии зороастрийской Персии, Сасанидский королевский символ. В славянской мифологии есть Семаргл. Семаргл входил в пантеон князя Владимира.

Обратите внимание на то, что представители фатьяновской археологической культуры ( III тыс. до н.э. на территории центральной России), являющейся одной из предковых культур для современных русских,  не ели говядину, а корова для них была лишь молочным животным. Кроме того они использовали огонь в своих религиозных обрядах.

Колоссально важным моментом, смысл которого почему-то обычно упускается, является повсеместное изменение похоронного обряда у наших предков. Тысячелетиями представители рода R1a хоронили своих покойников в земле в позиции эмбриона на боку.

«Резкий перелом в воззрениях древнего славянина произошёл еще в праславянское время, когда в рамках тшинецко-комаровской археологической культуры (от Днепра до Одера) погребение скорченных трупов в земле стало заменяться сожжением покойников и захоронением сожжённого праха в урнах.» ( Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981, с.267-284.)

Последний раз такие значительные перемены в похоронном обряде случились, когда на Руси приняли христианство. Что такое глобальное могло произойти в середине II тысячелетия до н.э., чтобы погребение сменилось кремацией? Просто родился величайший арийский пророк Заратуштра.  Наиболее вероятно, что к этому времени учение Заратуштры успело распространиться и наши предки стали придерживаться своей разновидности зороастризма. В сохранившихся Гатах Заратуштры не указанно как именно нужно хоронить умерших. В Персии и на Кавказе боялись осквернить прахом умершего землю, воду и особенно огонь, поэтому складывали кости в каменные ящики, а на огонь боялись даже дышать. Но по верованиям ариев огонь - единственная стихия, которую не под силу осквернить силам зла. К тому же огонь - это олицетворение Бога в нашем мире. Так не логично ли было складывать кроду (погребальный костёр), когда кто-то из родичей уходил к Роду? Однако в некоторых родах на всякий случай прах, оставшийся после кремации всё-таки не помещали в землю, а оставляли в домовинах на столбах повыше над землёй и под крышей, чтобы его не касалась ни земля, ни дождь. Чем ещё можно объяснить такой странный способ захоронения на столбе, если не заботой о ритуальной чистоте матушки Земли?

Обратите внимание ещё на такой момент: до Заратуштры тело умершего помещали в землю в позе эмбриона в ожидании его рождения в другом мире. В зороастризме же считается, что конкретная душа приходит на землю для совершения выбора между добром и злом, а потом ожидает страшного суда в конце времён. Тело больше не понадобится, ведь мир Бога не материален. Каждый умерший пройдёт сквозь огненную реку, которая праведным душам покажется парным молоком, а всё нечистое сгорит. Как видите изначальная вера не сильно отличалась от христианства по многим моментам. Тем более, что первое христианство, пришедшее на Русь было несколько иным, чем нынешнее.

Есть и другие свидетельства в пользу того, что до принятия христианства на Руси существовала своя разновидность зороастризма. Например обычай избирать князя:

« Нашим Господином и вождём
может быть избран только достойный,
тот, что в согласии с Правдой.
Сделать этот выбор во всех делах нашей жизни
нам помогает Добрая Мысль,
исходящая от Мазды;
и затем Ахура дарует Власть,
чтобы избранный мог защитить обездоленных. »
(Одна из трёх основных молитв зороастризма. Перевод Myrngwaur.)

Так что, если посчитали Рюрика наиболее достойным власти, то его и позвали. А сколько раз по началу князей изгоняли? Уж не по заповедям ли Заратуштры это происходило? Понятно, почему со временем власть имущие постарались стереть любую память об этих временах.

Продолжение статьи читайте по ссылке ниже.

Читать далее:

Какая вера была до христианства на Руси? (продолжение этой статьи)

Даждьбог и Заратуштра. (продолжение статьи об изначальной вере славян)

Корректно ли христианство называть авраамической религией?

Шигирский идол. Аркаим. Авеста.