Он прибился к нам зимой сорок пятого. Шедшая на восток для переформирования часть проходила через село, и один из солдат, завел в сельсовет мальчика лет шести, чернявого, похожего на цыгана.
– Граждане, помилосердствуйте, заберите мальчонку, он у нас уже из сил выбился, километров пятьдесят с нами идет. Пожалейте, сделайте милость.
Мы тогда учились в сельсовете, только там и было тепло, а нас на все село и было-то 6 человек учеников. Я был самый младший, мне было семь.
Так начал свой рассказ Семен Несторович, наш бывший учитель математики, которому пошел недавно 83 год. И продолжил.
А ему было лет восемь, а может просто он был высокий, но младше. Мы с интересом разглядывали мальчика, потому что одет он был не по возрасту и не по размеру. Огромная гимнастерка доходила до колен, а рукава были закатаны, брюки были длинные и тоже подвернутые, да еще и подвязанные веревкой. А сапоги были размера на три больше, как он в них шел, не представляю. Но это не главное, нас поразило то, что он молчал. Солдат сказал, что мальчик все слышит, но, почему-то, не говорит. И документов при нем никаких не было.
Мария Тихоновна, наша учительница, взяла его за руку и уверенно сказала:
– Не беспокойтесь, я возьму мальчика к себе, и учиться он сразу начнет, а документы мы ему выправим, будет моим сыном Степановым Матвеем Алексеевичем, только 1938 года рождения. Сейчас определю его в первый класс, а после занятий мы с ним пойдем домой, так что не волнуйтесь, все с ним будет хорошо.
Мы все знали, что ее сын Матвей погиб под Сталинградом в январе 1943 года. Но стал теперь в нашей Терновке жить новый Матвей Степанов. Сначала мы, дети, приняли его настороженно, ведь чужак, да еще и на цыгана похож, надеясь, что он разозлится и начнет драку, тогда мы его и побьем, но он был умнее нас, он просто не обращал на нас внимания, стараясь общаться со старшими мальчиками, которые, почему-то были с ним на равных, а мы, малыши дразнили его цыганенком. Объяснялся от на пальцах и никогда не стоял у доски, все уроки он делал письменно.
Наш председатель сельсовета на каникулах дал Марии Тихоновне лошадь, и она свозила Матвея в область, чтобы показать врачам. Ей ничего определенного про его немоту не сказали, посоветовали набраться терпения и ждать, он должен заговорить. А помог ему несчастный случай, происшедший в 3 или 4 классе. Девочки решили пойти за грибами и всей гурьбой отправились в лес, такие походы были традиционными, и в этот раз ничего не предвещало несчастья, однако оно произошло.
Две девочки отстали и заблудились. Еще засветло их стали искать, но не нашли, а потом стало темно, и поиск перенесли до утра. С утра поиск продолжили, но девчонки как сквозь землю провалились. Да вдобавок ко всему еще и Матвей пропал. Мария Тихоновна тоже принимала участие в поисках, он крутился рядом, но вдруг исчез. Она думала, что он домой пошел, но поздно вечером, вернувшись после безрезультатных поисков домой, она его с ужасом поняла, что пропал и он.
Рано утром следующего дня вся спасательная бригада была на ногах, уже готовились выйти в лес, как вдруг увидели, как со стороны леса идут Матвей и Лидка с Валькой, которые и вызвали весь этот сыр-бор. Матвей бодро шагал впереди, а девчонки сзади еле ноги тащили. Толпа спасателей кинулась к детям, все плакали от радости. Матвей, подойдя к Марии Тихоновне сказал:
– Вот, привел, – и прижался к ней , – прости, мам, что я без спросу. А та, от удивления сама дар речи потеряла, а потом заголосила, –
– Заговорил, заговорил, сыночек ты мой!
– А мы-то как испугались, когда он стал Лидку ругать за то, что она в трясину полезла, – докладывала Валька, – чего тебя, говорит, черти понесли , смерти захотела и давай, и давай ее чихвостить, – тараторила девчонка, но увидев бегущую по улице мать, спряталась за Матвея.
Лидина мать была с раннего утра на ферме, поэтому Мария Тихоновна повела ее к себе домой, а Матвей помчался на ферму.
– Тетя Анфиса, Лидка у нас, я их привел, – сказал он и побежал домой.
Вечером в сельсовете было собрание, Матвей докладывал, как нашел девочек, как начал искать способ спасти Лиду, у которой только одна голова была на поверхности, как вдруг он заорал на нее, ругая за то, что она туда полезла, сам не сознавая, что заговорил. А он все ругал ее и ругал, чтобы она активнее двигалась, чтобы трясина ее не засасывала, потом заставил и Валентину ругать ее, а сам пошел искать длинную ветку среди сушняка.
Эта ветка и помогла им с Валькой ее вытащить, добавив, что без нее он бы не справился. А еще сказал, что к трясине ведет широкая удобная тропа, по которой даже проехать можно, как бы кто туда еще не попал, предостерег он и посоветовал поставить столб с дощечкой и написать, что ходить в ту сторону запрещено.
На следующий день было общее собрание, где директор школы отругал родителей за их невнимательность к детям, призвал к более серьезному отношению к их досугу, а детей стращали трясиной.
– Берегите своих детей, ведь в следующий раз Матвея в нужный момент может не оказаться, – сказал в заключение председатель колхоза. И все с уважением посмотрели в сторону Матвея.
Матвей в один день стал героем, и всем нам за честь было здороваться с ним за руку. А Мария Тихоновна рассказала моей маме, что Матвея на самом деле зовут Борис, но он не хочет менять имя, хотя верит, что отец жив и найдет его. Он помнит, что отец, которого зовут Сашей, приходил в отпуск с фронта, а когда опять уехал, то мама Вера потом долго плакала.
– Но фамилии своей он так и не вспомнил,– говорила наша учительница, а замолчал он тогда, когда на его глазах погибла мать.
Его воспоминания говорили о том, что никакой он не цыган, раз жил в обыкновенной семье. Ведь раньше цыгане жили табором и кочевали. Матвей все годы учился только на пятерки, в 9 классе он как-то вдруг вырос и превратился в здоровенного широкоплечего парня. Мария Тихоновна, которую он называл мамой, еще работала, но была уже старенькой и по дому почти ничего не делала, Матвей справлялся сам.
В то время мы все летом на каникулах уже работали, кто в поле, кто на ферме, а счастливчики на МТС. Теперь молодежь и не знает что это такое. Эта аббревиатура раньше принадлежала машинно-тракторным станциям, как основной форме производственно-технического обслуживания колхозов. Вот туда-то и рвались мальчишки, но нас редко посылали туда, поэтому мы с самого утра крутились в сельсовете, в надежде попасть на МТС. Вот одним таким утром и случилось то чудо, которое ждал Матвей все эти трудные послевоенные годы.
ПРОДОЛЖЕНИЕ