Найти тему
Михаил Титов

Остаться на холсте и на бумаге...

Мария Башкирцева. Если бы я была королевой... Дневник

Из википедии

Мария Константиновна Башки́рцева ( фр. Marie Bashkirtseff ; 12 [24] ноября 1858 года , Гавронцы , Полтавский уезд , Полтавская губерния , Российская империя  — 12 ноября 1884 года , Париж , Франция ) — русская художница , автор знаменитого дневника. Большую часть жизни провела во Франции.

Я впервые читал книгу с неотвязной мыслью: она скоро умрет. В голове постоянно: «она могла бы, столько шансов, какая работоспособность». А в итоге - смерть в 25 лет.
От самих дневников впечатление двойственное. Ждешь какой-то глубины, мыслей, а все достаточно поверхностно и даже непритязательно. Но с другой стороны, прелесть в том, что девушка изо дня в день на протяжении почти 12 лет (то есть половину жизни) фиксирует каждое мало-мальски значимое событие в своей жизни, каждое переживание, при этом относится к этому достаточно критично.

Первые записи - совсем девичьи: влюбленности, мечты о богатстве и славе, чуть позже часть из них она высмеет. Лет с 20-ти - большей частью искусство, учеба и постоянный труд. Много мыслей о ранней смерти, причем еще до того, как у нее выявили туберкулез.

Дневник Башкирцева, кстати, завела, чтобы прославиться. Она хоть так хотела остаться в истории: чтобы будущие поколения знали, как жили женщины ее времени. Но она и вокалом занимается, чтобы стать великой певицей, и берет уроки живописи. Певицей она стать не смогла: потеряла голос, а вот известной художницей стала.

Мария Башкирцева. Автопортрет с палитрой. 1882
Мария Башкирцева. Автопортрет с палитрой. 1882

Причем серьезная учеба в парижской женской мастерской Жюлиана началась, когда Башкирцевой было уже под двадцать. Но через 11 месяцев ее работу показывают на Салоне и награждают золотой медалью.

Мария Башкирцева. В студии. 1881
Мария Башкирцева. В студии. 1881

Упорству девушки можно поразиться. Всего за четыре года она создает такое количество работ, которые, кстати, весьма критично оценивает, что их хватило бы на небольшой музей. Уцелело, правда, немного.
Русский музей, куда мать Башкирцевой передала большую часть полотен дочери, в 30-е годы почти все (за редким исключением) подарил Украине, где Башкирцева родилась. В годы войны почти все же бесследно исчезает. Из сохранившегося: три полотна в украинских музеях, несколько в Русском, в том числе "Дождевой зонтик" (или "Под зонтом"), который выставлен в постоянной экспозиции, в нескольких частных и паре-тройке французских (Ницца, парижский Орсэ).

Мария Башкирцева. Дождевой зонтик. 1883
Мария Башкирцева. Дождевой зонтик. 1883

Дневник впервые опубликовали во Франции через три года после смерти Башкирцевой, а в 1892 году и в России. После этого он выдержал несколько изданий. В начале XX века книга стала весьма популярной у нас, Цветаева даже посвятила памяти Башкирцевой свой первый сборник стихов.

В конце 19 века о дневнике Башкирцевой выскажется Елизавета Дьяконова, чей дневник тоже произведёт фурор в России и тоже после смерти в молодом возрасте.


Она пишет:
«Я окончила читать дневник Марии Башкирцевой. Он не произвёл на меня ни малейшего впечатления. Личность автора — в высшей степени несимпатична. Отыщите хоть одну привлекательную сторону её характера, укажите искреннее, сердечное движение в этой книге!»

Позже и критики отдавали предпочтение записям Дьяконовой, которая во многом повторила судьбу Башкирцевой: так же училась во Франции, так же пыталась создать «фотографию жизни женщины», так же рано умерла. И если критики упрекали Башкирцеву в «театральных позах», то Дьяконова, по их мнению, «реальна до последнего штриха».

О Дьяконовой у Павла Басинского есть замечательная книга «Посмотрите на меня».

-6

В дневниках Башкирцевой и вправду весь мир крутится вокруг неё и ее интересов, а их не так много. Но чувство симпатии все равно не покидает, когда читаешь ее исповедь...

PS
Башкирцева прожила за границей половину своей короткой жизни. В сознательном возрасте приезжала домой, если я правильно понял, лишь однажды. «Если народ восстанет, будет нечто ужасное», - пишет она после посещения имения отца и Москвы. А через несколько лет описывает российскую политику по рассказам «семейства из России». Очень эта запись что-то напоминает.