В период с 1964 по 1969 годы применительно к пилотируемой программе облёта Луны на кораблях 7К-Л1 и ЛОК на центрифуге НПП «Звезда» проводились эргономические исследования по работе оператора с различными вариантами компоновки органов ручного управления при больших величинах перегрузок в направлении «грудь-спина» а также исследовалась переносимость человеком перегрузок при пониженном атмосферном давлении в вакуумной кабине, шарнирно закрепленной на раме центрифуги.
Разрежение в кабине создавалось с помощью насосов Lebold. Вентиляция кабины осуществлялась с помощью регулируемой дроссельной заслонки. Кислород подавался от баллона, установленного на раме центрифуги. Кабина была оснащена креслом типа «Казбек», кислородным оборудованием, высотным снаряжением и скафандром. Испытания показали возможность управления летательным аппаратом при разгерметизации кабины на высоте до 20 000 м и перегрузках до 14 единиц на этапе возвращении корабля в плотные слои атмосферы.
На центрифуге предприятия «Звезда» отрабатывались также оптимальные режимы ручного управления спуском на Землю капсулы космического корабля (КК) лунных программ Л1 и Л3, т. к. в случае отказа систем автоматического управления спуском, когда космонавт должен был взять управление на себя, находясь под действием значительных перегрузок. Для этого было изготовлено несколько типов рукояток со встроенными кнопками и выключателями, обеспечивающими возможность управления спуском КК пилотом, находящимся в скафандре.
Испытатель на перегрузке 7–8 единиц должен был с помощью органов управления удержать КК в соответствующем коридоре заданной глиссады спуска. В этих испытаниях от ОКБ-1 принимали участие герой Советского Союза, лётчик космонавт А.С. Елисеев и старший научный сотрудник отдела 8 С.Н. Родин
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Прогулки в стратосфере», все равно по некоторым вопросам другой информации Вы в интернете не найдете ;).
Научный сотрудник АО «НПП «Звезда» С.Н. Филипенков.