Найти в Дзене

РАСШИРЕНИЕ СОЗНАНИЯ

В последнее десятилетие возрос интерес к тому, что мы на­зываем расширением сознания. Заострение внимания на рас­ширении сознания является частью нового гуманистического подхода к психологии, который произошел от тренинга сенситивности, движения групп встреч, гештальттерапии, биоэнер­гетики и других модальностей для увеличения осознания себя и других. Так как биоэнергетика вносит свой вклад в это

В последнее десятилетие возрос интерес к тому, что мы на­зываем расширением сознания. Заострение внимания на рас­ширении сознания является частью нового гуманистического подхода к психологии, который произошел от тренинга сенситивности, движения групп встреч, гештальттерапии, биоэнер­гетики и других модальностей для увеличения осознания себя и других. Так как биоэнергетика вносит свой вклад в это разви­тие и принадлежит к гуманистическому подходу, то важно по­нять роль сознания в биоэнергетической терапии и как его можно расширить посредством этой терапии.

Эта идея не нова в человеческой культуре, потому что куль­тура является результатом постоянных попыток человека рас­ширить свое сознание. Любой шаг в развитии культуры — будь то религия, искусство, естественные науки или управление — представляет расширение сознания. Новым является сознате­льное сосредоточение на потребности расширить сознание. Многие люди ощущают современную культуру как ограничи­вающую или зажимающую, ощущают сильную потребность внести свежий воздух в разум и легкие.

Существует тесная связь между сознанием и концентра­цией внимания, потому что чем больше внимания мы обраща­ем на что-либо, тем более мы осознаем это.

Но если сознание является функцией, то оно подразумева­ет способность. Расширение сознания не имеет смысла до тех пор, пока человек не начинает думать о нем как об увеличении своих способностей к познанию. Переброс внимания с одного предмета на другой не расширяет сознание, потому что в про­цессе рассматривания нового мы не можем видеть старое. Со­знание похоже на прожектор, который освещает один аспект поля так, чтобы мы могли видеть его ясно, но тем самым в про­цессе движения оставляет остальное поле темным. Перемеще­ние света не увеличивает и не расширяет сознание, потому что тогда первоначальная область становится темной и поле зре­ния (зрения или понимания) не меняется. Тем не менее по­движность света является фактором сознания. Человек, у ко­торого глаза сосредоточены только на одном аспекте жизни, имеет более ограниченное сознание (способности), чем чело­век, который может перемещать свой взор и видеть множество различных вещей.

Сравнение сознания со светом позволяет мне представить ряд факторов, которые измеряют функции сознания. Очевид­но, что яркий свет более разоблачающий, чем тусклый. То же самое и с сознанием: человек с более ясным зрением, более острым слухом, более тонким обонянием, лучшим вкусом — другими словами, с более высокой степенью воспринимаю­щей чувствительности — имеет более высокий уровень функ­ционирования сознания, чем человек, чья чувствительность снижена. Существуют психологически дальнозоркие люди, которые думают глубоко и видят вперед. Это отражается в ка­честве их сознания. И это будет мешать, если человек не может видеть, что делается у него под носом. В конце концов существует возможность расширять или сужать поле восприятия, чтобы уметь двигаться более свободно между механистиче­ским и мистическим зрением благодаря отсутствию стены.

Легко заметить, что выраженная таким образом функция сознания зависит от живости человека и что она прямо соотносится с эмоциональным здоровьем. Однако более важно заключение о том, что способность осознавать связана с энерге­тическими процессами тела — а именно с тем, какое количест­во энергии имеет человек и насколько свободно она может циркулировать. Сознание отражает состояние внутреннего возбуждения; на самом деле это свет внутреннего пламени, проецирующийся на два экрана — на поверхность тела и на психику.

Осознание процессов в теле является самым глубоким и широким уровнем сознания. Этими процессами являются химическое дыхание, вибрирующее состояние мускулатуры, непроизвольные и спонтанные действия, ощущения движе­ния и пульсирующее расширение и сжатие кардиоваскулярной системы. Мы в основном осознаем последнее только в состояниях сильного возбуждения или мистицизма. Это уровень, на котором мы ощущаем наше отождествление с жизнью, природой и космосом. У первобытных людей это сознание описывалось как мистическое соучастие, означающее мистическую идентификацию с природой и всеобщими про­цессами. В крайнем случае человек теряет ощущение своей уникальной индивидуальности, так как граница себя становится настолько неопределенной, что более не существует отличий личности от окружающего.

Сознание раскрывается, как бутон цветка, так медленно, что человек не может постигнуть изменение. Несмотря на это, наше сознание может различать ступени, которые мы можем описать в ходе анализа. Память играет важную роль в функции сознания.

Мышление, сознательное или объективное, дает подъем сознанию эго. Человек видит себя в этом мире как сознатель­ное действующее лицо, которое может выбирать поведение. Важным выбором является — говорить правду или быть обма­нутым. Этот выбор означает, что сознание может поворачива­ться другой стороной, чтобы осознать себя в своем мышлении как объективный фактор. Проще говоря, человек может ду­мать о своих размышлениях. Это развитие создает двойствен­ность, которая характеризует современное сознание. Человек является как субъектом, так и объектом, он осознает себя и действующим лицом, и тем, над кем производятся действия.

На уровне эго сознание двойственно, но не расщеплено. Расщепление имеет место, когда сознание переступает преде­лы личности, давая подъем самосознанию. Это не то же самое, что осознание себя, а патологическое состояние, когда созна­ние становится настолько сильно сфокусированным на себе, что движение и выражение болезненны и затруднены. Такое состояние сознания, нередкое при шизофрении, на мгновение может произойти с обычным человеком. Глубина сосредоточе­ния сужает сознание до точки, когда начинается риск его раз­рушения или увядания, что особенно пугает.

Анализы, приведенные выше, делают ясной одну вещь: по мере поднятия к верхним уровням сознание не расширяется, а сужается, что увеличивает его сосредоточенность и способность видеть различие. С другой стороны, тогда как сознание углубля­ется, чтобы включить чувства, ощущения и телесные процессы, создающие их, оно становится шире и более пространно. Чтобы подчеркнуть это различие, буду использовать два очень общих термина — психическое и телесное сознание, — для того чтобы представить вершину и основание треугольника, соответст­венно.

У многих людей, особенно у тех, которых характеризуют как интеллектуалов, преобладает умственное сознание. Они считают себя очень сознательными людьми и являются тако­выми, но их сознание ограничено и сужено — ограничено их мыслями и представлениями и сужено из-за того, что они видят себя и весь мир только в рамках своих мыслей и образов. Они легко выражают свои мысли, но испытывают сильные затруднения в распознавании или выражении своих чувств. Обычно они не знают, что происходит в их телах, и точно так же не знают ничего о людях, которые окружают их. Они гово­рят о своих чувствах, но не ощущают их и не действуют в соот­ветствии с ними. Они сознают только идею чувств. О таких лю­дях можно сказать, что они не живут полной жизнью, они ду­мают о своем пути по ней. Они живут только умом.

Телесное сознание является полной противоположно­стью. Оно характерно для детей, которые живут в мире своего тела и чувств, и для взрослых, которые сохраняют тесную связь с ребенком в себе. Человек с телесным сознанием знает, что и где он чувствует в своем теле. Но он также может вам сказать то, что чувствуете вы и как он видит это в вашем теле. Он ощущает вас как тело и реагирует на вас как на тело.

Существует большая разница между осознанием тела и те­лесным сознанием. Человек может сознавать свое тело умственным сознанием, головой, и это характерно для многих лю­дей, которые занимаются физической культурой или профессиональной атлетикой и исполнительскими видами искусства (цирк, театр и т. д.). В этом случае тело рассматривается как инструмент эго, а не как истинное Я. Конечно, биоэнергетика стремится расширить сознание с помощью увеличения телес­ного сознания человека. При этом она не может позволить себе пренебречь важностью умственного сознания. Однако в курсе биоэнергетической терапии сознание может быть повы­шено при помощи использования языка и слов. Все-таки мы должны понимать, что наша культура в основном является культурой «умственной» и что нам, к сожалению, не хватает телесного сознания.

Телесное сознание занимает срединное положение между умственным и бессознательным и, таким образом, служит для связи и ориентации нас в таинственных силах нашего организма.

В то время как умственное сознание не имеет прямой связи бессознательным, телесное — имеет такую связь. Бессознательное является таким аспектом нашего телесного функционирования, который мы не ощущаем и не можем постичь. Таким образом, хотя мы можем усилием внимания осознать наше дыхание и некоторые состояния нашего сердца, мы не можем осознать, как работают наши почки, не говоря уже о тонких реакциях, которые происходят в тканях или на клеточном уров­не Самые существенные процессы метаболизма находятся за пределами восприятия. Таким образом, значительная часть нишей жизни происходит в темной области, которую не может осветить сознательный разум. И так как умственное сознание является чистым светом, оно боится темноты.

Биоэнергетика поступает по-другому. Расширяя сознание но направлению вниз, она перемещает человека ближе к бес­сознательному. Наша цель — это не сделать бессознательное сознательным, а сделать его более знакомым и менее пугаю­щим. Когда мы снижаемся к границе области, где телесное сознание соприкасается с бессознательным, мы начинаем пони­мать, что бессознательное — это наша сила, в то время как сознательное — это предмет нашей гордости. Мы ощущаем единство жизни и понимаем, что жизнь является смыслом жизни. Мы даже можем обратиться к будущему и позволить бессознательному погрузить нас в прекрасный сон, или экста­тический оргазм. Тогда мы обновляемся в глубоком подсозна­тельном источнике нашего бытия и можем подняться в новый день с повышенным сознанием.

https://t.me/MikhaelSeidov

_________________________________

https://www.instagram.com/seidov_m/?igshid=dhpz2agc4iml