Найти тему
джазовые пластинки

5 альбомов босса-новы, которых у вас нет ч. 2

Самый голосистый

The Hi-Lo's - Happen To Bossa Nova (Reprise, 1963)

The Hi-Lo's - Happen To Bossa Nova (Reprise, 1963)
The Hi-Lo's - Happen To Bossa Nova (Reprise, 1963)

Отметить десять лет существования мужского вокального квартета решено было вполне предсказуемой для 1963 года пластинкой с босса-новой. После продолжительной и эпизодически успешной карьеры на лейбле Columbia четверо мужчин о голосах разных высот и заметно различающегося роста (что с большой самоиронией нашло отражение в названии коллектива) оказались на Reprise, свежем предприятии господина Синатры.

В группе Hi-Lo's двое молодых мужчин были среднего роста, двое же выше среднего
В группе Hi-Lo's двое молодых мужчин были среднего роста, двое же выше среднего

Фрэнк знал певцов не понаслышке в том числе и потому, что двое из них, Кларк Берроуз и Боб Морс, были частью вокальной группы оркестра Билли Мэя, его большого многолетнего партнера. Увы, вместо того, чтобы общими усилиями создать новому лейблу и теряющему популярность коллективу хит, Фрэнк подарил им последний альбом в дискографии (если опустить пластинку-возвращение уже в конце семидесятых на MPS).

Стоит сказать, что запись была устроена на высочайшем уровне. Аранжировщиком выступил не лишенный определенных представлений о прекрасном Чак Сейгл, каждую из дюжины мелодий украшает соло-другое от не упомянутых на конверте, однако очевидно заслуживающих того джазовых музыкантов, а материал выбран с полным пониманием дела - звучат прежде всего проверенные хиты Жобина вроде Desafinado и Once More (Outra Vez). Несколько тем добавил упомянутый выше член группы Боб Морс, чьи мелодии пусть и заметно выделяются на фоне классических тем босса-новы, однако в целом не оказываются невыносимо чужеродными.

Чуть сложнее с собственно вокальной частью пластинки - несмотря на то, что босса-нова во многом обязана американской вокальной традиции (вспомнить хотя бы группу Жуан Донату 'Os Namorados') в обратную сторону это работает не столь безупречно.

Крайне любопытно сравнить пластинку The Hi-Lo's с записью того же года бразильской вокальной команды долгожителя Os Cariocas - как утверждали злые языки популярная группа была слизана как раз со своих северных коллег. Одного, правда, предпочитали не упоминать - Os Cariocas появились за десять лет до The Hi-Lo's.

Самый неожиданный

Mickey Baker - Bossa Nova En Direct Du Bresil (Versailles, 1963)

Mickey Baker - Bossa Nova En Direct Du Bresil (Versailles, 1963)
Mickey Baker - Bossa Nova En Direct Du Bresil (Versailles, 1963)

Не смог обойтись без исполнения новых мелодий и легенда ритм-энд-блюзовой гитары Микки Бейкер, мужская половина знаменитого гитарно-вокального дуэта Mickey & Sylvia, ответственного за популярность темы Бо Диддли Love Is Strange, прозвучавшей как в фильме Скорсезе 'Казино' и Терренса Малика 'Пустоши', так и куда более популярной картине 'Грязные танцы'. Все три эпизода, к слову, обладают вполне себе культовым статусом - сила музыки в действии.

Подобного статуса его альбом интерпретаций мелодий Жобина и Ко получить очевидно не мог, тем более что судя по всему даже не был удостоен чести быть изданным на родине артиста в США. Скептицизм относительно его способности играть соответствующий материал развевают первые же ноты знакомых мелодий - некое животное музыкальное чутье Бейкера позволяет ему устраивать цирк а-ля Лес Пол, и все равно звучать по возможности не пошло.

Немалую роль в этом, впрочем, играет и сопровождающий его набор музыкантов, состоящий либо из аутентичных исполнителей, вроде бразильского мультиинструменталиста, известного под псевдонимом Сивука, либо французских артистов высочайшего уровня, наподобие пианиста Джорджа Арванитаса или именитой ритм-секции трио Жака Лусье, состоящей из контрабасиста Пьера Мишело и ударника Кристиана Гарро.

Самый яркий и незаметный

Leroy Holmes - Goes Latin / Bossa Nova (United Artists, 1962)

Leroy Holmes - Goes Latin / Bossa Nova (United Artists, 1962)
Leroy Holmes - Goes Latin / Bossa Nova (United Artists, 1962)

Стоит ли говорить, что если кто и мог блестяще аранжировать босса-нову, то это маэстро нежных полетов на струнных Клаус Огерман, спустя год выдавший на Verve на пару с все тем же Жобином инструментальный шедевр жанра 'The Composer Of Desafinado Plays', где нашлось место для всех знаменитых контрапунктов маэстро, нередко терявшихся по дороге к американским эстрадно-джазовым интерпретациям.

Огерман и Жобин, 1973 год
Огерман и Жобин, 1973 год

Полноценная репетиция случилась у Огермана за год до этого на лейбле United Artists, где он должен был помочь с пластинкой местному композитору и дирижеру Лерою Холмсу. Имена членов подобного хоум-бенда как водится не раскрыли, а жаль - догадаться кому принадлежит столь уверенный звук тенор-саксофона оказываться не слишком простой задачей. Огерман, к слову, добавляет к альбому и четыре авторских композиции, одна из которых, The Jazz Samba, оказывается особенно удачной.

В семидесятых альбом пытались вытащить из небытия японцы, потом уже вспомнили и испанцы Fresh Sound Records, объединившие его с другой пластинкой господина Холмса, посвященной правда музыкальному гению Рея Чарльза.

Самый нелогичный

Ramsey Lewis - Bossa Nova (Argo, 1963)

Ramsey Lewis - Bossa Nova (Argo, 1963)
Ramsey Lewis - Bossa Nova (Argo, 1963)

Двумя сентябрьскими днями шестьдесят второго трио Рамси Льюиса при небольшой помощи гитариста Джозефа Пауло и певицы Кармен Кошты (каждому досталось по одной исполненной композиции) выдало альбом босса-нова ассоциаций, который увидел свет в начале следующего года.

Японское оформление пластинки
Японское оформление пластинки

Украшал музыку натюрморт авторства Уорделла Гейнора - каким образом розовые (красные?) туфли и веер должны были увязать хорошо знакомое трио с новой бразильской музыкой не совсем понятно. Что еще забавней, автор строк на обратной стороне конверта, большая поклонница джаза Барбара Гарднер, первая афро-американка на подобной должности в музыкальном бизнесе, упоминает о схожести слова bossa с русским 'босой'. 'Новая босая музыка', в общем - в том же году у музыкантов по совпадению выйдет еще и пластинка 'Barefoot Sunday Blues'.

Куда очевидней полное стилистическое несоответствие нежной гитарной музыки из Рио, и громыхающих аккордов в левой и блюзовой пентатонике в правой руке именитого лидера соул-джазового трио. Тем не менее, удивительным образом пластинка работает - в первую очередь потому, что в музыку существовавшего на тот момент в течение семи лет трио было попросту необходимо внести как ритмическое, так и мелодическое разнообразие. Звучащую в течение получаса музыку трудно назвать босса-новой, однако судя по количеству случившихся переизданий она имела определенный успех и публики.

Самая настоящая

Paul Winter - Carlos Lyra - The Sound Of Ipanema (Columbia, 1965)

Paul Winter - Carlos Lyra - The Sound Of Ipanema (Columbia, 1965)
Paul Winter - Carlos Lyra - The Sound Of Ipanema (Columbia, 1965)

Занятно, что из пяти альбомов, на которые обратил сегодня внимание четыре в названии имеют словосочетание 'bossa nova', и к упоминаемому музыкальному стилю имеют очень опосредованное отношение, а единственный альбом, который от корки до корки под эти слова подходит обошелся без обязательного в шестидесятых штампа.

Саксофонист Пол Уинтер и композитор Карлос Лира спустя 55 лет после записи альбома
Саксофонист Пол Уинтер и композитор Карлос Лира спустя 55 лет после записи альбома

Стоит ли говорить, что каждый из присутствующих на записи пяти музыкантов легенда босса-новы. Главный герой пластинки, композитор и исполнитель одиннадцати мелодий Карлос Лира пожалуй что фигура номер четыре в жанре после всем хорошо известных Жобина, Жильберту и Морайcа. Именно его перу принадлежат три мелодии, звучащие с краеугольного альбома босса-новы 'Chega De Saudade', сам же он вывел название жанра еще на своей дебютной пластинке, увы, распространявшейся исключительно в Южной Америке.

Три темы авторства Карлуша Лиры на пластинке Жильберту Chega De Saudade
Три темы авторства Карлуша Лиры на пластинке Жильберту Chega De Saudade

Его встречу с саксофонистом Полом Уинтером середины шестидесятых сопровождало фортепианное трио пианиста Сержиу Мендеса, в которое входили басист Себастьян Нету и перкуссионист Милтон Банана, а сам альбом был выпущен в Америке на крупном лейбле Columbia. К моменту выхода пластинки интерес к латино-американским ритмам несколько спал, а мелодии Лиры очевидно не были знакомы широкому кругу слушателей, так что альбом занял предсказуемо место 'сильно любимого в узких кругах'. Особенно отметились японцы, переиздавшие пластинку порядка шесть раз.