Созвучно известной песенке, водоснабжение автодома - одна из актуальнейших тем, поэтому мы никак не можем обойти её своим вниманием.
Как говорилось ранее, в Маусе этот вопрос решался наличием системы принудительной закачки воды в три резервуара, представлявших собою баки, спаянные из нержавейки, каждый ёмкостью около пятидесяти литров. Бак для запаса холодной воды располагался в душевой,
бак для горячей находился прямо на печной трубе.
Отдельный бак для стиральной машинки располагался на кухне, в углу, образуемом передней торцевой стеной кунга и стенкой туалета.
Для разогрева воды в тёплое время года, когда печь не использовалась, в "горячий" бак был вмонтирован дополнительный электрический водонагреватель мощностью 1 кВт. Он разогревал полный бак воды до 60 градусов за час.
Под потолком по периметру кухни проходила центральная подающая магистраль, изготовленная из металлопластиковой трубы. От магистрали к каждому баку отходил гибкий металлизированный шланг. Подача воды осуществлялась через штуцеры, ввинченные в верхние плоскости баков.
Крышки баков были закрыты на винтовые запоры и загерметизированы по всей протяженности стыка сантехническим силиконовым герметиком.
На расстоянии пяти сантиметров от верхнего края в каждый из баков были ввинчены дополнительные штуцеры, которые служили индикаторами перелива. К этим штуцерам присоединялись магистрали, ведущие в кухонную мойку от горячего и стирального баков, и в ванну - от холодного бака.
В нижней части баков располагались штуцеры для отбора воды.
Закачка воды осуществлялась из внешней ёмкости или непосредственно из водоёма, если он оказывался достаточно чистым.
Ёмкость представляла собой пластиковую столитровую бочку, оборудованную специальным многослойным тканевым фильтром. Вода в бочку приносилась в вёдрах, отстаивалась и закачивалась в баки турбинным насосом по мере расходования.
Если закачка была возможна непосредственно из водоёма, то бочка не использовалась. В водоём опускался погружной вибронасос, также смонтированный внутри каркасного многослойного фильтра. Далее по шлангу вода подавалась к регулирующему устройству. Устройство представляло собой отсечной клапан, размыкающий электрическую цепь при резком повышении давления воды в магистрали, манометр, показывающий рабочее давление и тройник, распределяющий выходящие водные потоки. Один выход тройника был оборудован шаровым краном и предназначался для присоединения уличного душа в жаркое время, другой соединялся шлангом с впускным коллектором, смонтированным на правом борту фургона при помощи быстроразъёмного соединителя.
Как только открывался любой из кранов, расположенных после клапана - кран внешнего душа или один из кранов наполнения водяных баков - давление в магистрали падало и клапан включал насос. Вода шла по магистрали до тех пор, пока кран не закрывался и давление в центральной магистрали не поднималось до 1 атмосферы. Тогда клапан срабатывал и отключал подачу электропитания насоса.
Контроль закачки воды осуществлялся визуально по началу вытекания воды через магистраль перелива бака. Как только вода начинала вытекать - оператор перекрывал подающий кран соответствующего бака и насос отключался.
Обычно процедуру закачки производили один раз в сутки, хотя полного расхода воды из баков при этом не происходило. В среднем в сутки на четверых уходило около ста-ста двадцати литров воды, включая ежевечерний душ. Впрочем, специально никто никогда не загонял себя в какие-либо рамки по расходу воды, такая статистика просто сложилась по многолетним наблюдениям.
Бак для стиральной машинки закачивали отдельно, единовременно, когда устраивали стирку. На один цикл стирки как раз хватало полного бака с небольшим остающимся резервом литров 5-8.
После окончания стирки бак полностью сливали и оставляли до следующего использования со всеми открытыми для проветривания кранами.
Далее я расскажу о некоторых особенностях, которые изначально оказались не учтены в связи с недостатком практических знаний.
1. Низкая пропускная способность магистралей.
Все магистрали Мауса были сделаны из одинаковой полудюймовой металлопластиковой трубы. Расчёта на то, что душ и кухонная мойка могут оказаться в использовании одновременно, сделано не было. Из-за этого при одновременном использовании напор воды в обоих потребителях существенно падал. (Впрочем, это не особенно мешало, поскольку душ всё равно был оборудован собственной помпой, а небольшая струйка в кухонной мойке лишь стимулировала более тщательное отмывание посуды и давала "автоматическую" экономию воды.)
По той же причине напора воды, подаваемой из бака самотёком, не хватало для распределительной системы стиральной машины. Пришлось её подающую магистраль тоже оборудовать повышающим давление насосом с герконовым клапаном, отключающим насос при резком повышении давления в магистрали. Как только клапана впускной системы машины перекрывались, давление в магистрали возрастало и герконовый механизм отключал насос, прекращая подачу воды.
2. Одинаковая пропускная способность труб подающей магистрали и магистралей перелива баков.
Поскольку вода в магистраль подавалась под давлением, а через сливные магистрали шла самотёком - перелить баки всё-таки было возможно. Это могло привести к деформации стен баков, расхождению и разгерметизации швов.
ВЫВОД: пропускная способность магистралей перелива должна быть выше, чем у центральной подающей магистрали.
3. Паяные швы баков.
Это вообще оказалось настоящей головной болью.
Поскольку баки были намертво вмонтированы и закрыты декоративными интерьерными элементами, демонтаж их представлял собой крайне сложный процесс. А вибраций, возникающих при работе агрегатов машины и просто в процессе постоянного движения, как оказалось, эти швы не выдерживают. Примерно через 10-12 месяцев путешествий с наполненными водой баками швы начинали течь.
Выходом из ситуации мог стать переход на пластиковые ёмкости, но тогда ребром вставал вопрос о нагревании воды в "горячем" баке. Во всяком случае от халявной энергии топящейся печки отказаться пришлось бы однозначно, а вот как раз этого не хотелось делать ни в коем случае.
Поэтому решили как-то разобраться с проблемой герметизации швов нержавеющих баков.
Казалось бы, всё просто. Снять баки, отвезти их на аргоновую сварку и проварить все швы.
Но, как я уже говорил, снять капитально вмонтированные и задекорированные баки было крайне сложно, поэтому пойти по простому пути не получилось.
Пришлось применить другую тактику. Баки вскрыли, полностью слили из них воду, тщательно вымыли изнутри и просушили - сначала просто на воздухе, а затем дополнительно при помощи строительного фена.
Затем обезжирили швы изнутри ацетоном и залили их китайским клеем "Суперклей". БЫСТРО(!), пока "супер" не схватился, посыпали клеевой шов бронзовой (можно и алюминиевой) пудрой, дали подсохнуть 3-5 минут и поверх залили ещё раз. Дав клею как следует просохнуть (3-5 часов), прогрели бак изнутри строительным феном, и пока нержавейка не остыла, полностью покрыли внутреннюю поверхность бака слоем каучукового герметика для герметизации лодок и кровли. Как следует просушили герметик в течении суток, несколько раз за этот период умеренно подогревая бак строительным феном. Просушку следует вести до полного исчезновения запаха высыхающего герметика, только тогда поверхность становится полностью нейтральной и безопасной, а герметик сполна проявляет свои герметизирующие и адгезионные свойства.
После этой процедуры к проблеме разгерметизации водяных баков более не возвращались.
ВЫВОД: выбирая для установки в автодоме нержавеющий бак, нужно заранее учитывать низкую вибростойкость его паяных швов и тщательно проваривать швы аргоновой сваркой ДО установки баков на рабочие места. Иначе рано или поздно придётся запасаться герметиками и мыться под уличным душем как минимум в течении двух суток.
И в заключение - несколько слов о канализации Мауса. Она была максимально проста. Ввиду того, что Маус не рассчитывался на длительные стоянки в кемпинг-зонах, канализация была просто выведена пластиковыми трубами под днище кунга. По приезде на место стоянки под выходами труб выкапывали узкие глубокие шурфы, в которые по мере наполнения добавляли септик для выгребных ям, а перед отъездом со стоянки засыпАли шурфы золой, опилками и наполнителем для кошачьих лотков и закапывали землёй. На случай невозможности вырыть шурфы непосредственно под кунгом, в наличии имелись два шестиметровых шланга, которые можно было надеть на сливные патрубки и отвести сливы в сторону от машины.