Был ли Джугашвили двойным агентом?
Здравствуйте, дорогие читатели!
Периодически всплывает вопрос: был ли Сталин агентом царской охранки?
Ответ: однозначно не был! А вот с молодым Коба-Джугашвили не все так очевидно.
Рассматривать информацию, поступающую из-за рубежа, от эмигрантов и перебежчиков, типа бывшего работника ОГПУ-НКВД Льва Фельдбина (псевдоним «Александр Орлов»), вероятно, смысла нет. Также вызывает большие сомнения книга Исаака Дон Левина «Величайший секрет Сталина», изданная в США в 1956 г.
Однако видный большевик Степан Шаумян, один из 26-и бакинских комиссаров, открыто заявлял, что Коба-Джугашвили - провокатор. Это мнение было основано на факте ареста Шаумяна в 1908 г. на конспиративной квартире, о которой, по его мнению, знал только Джугашвили. Правда, хотя и было заведено дело «Об обвинении товарища Коба в сотрудничестве с бакинской полицией», Шаумян не смог ничего доказать.
Характерно, что Сталин (после победы Октябрьской революции) не прощал своих недоброжелателей. Когда в 1918 г. наркомвоенмор Троцкий Л.Д. отдал Сталину приказ: двинуть на спасение Бакинской коммуны дивизию Петрова, то дивизия ушла в другом направлении. А до Баку добрался сам комдив Петров в двумя десятками красноармейцев. Попытка бакинских комиссаров сбежать от вошедших в город англичан не увенчалась успехом, комиссары были пойманы и расстреляны.
Известно, что в закрытых архивах СССР и, тем более РФ, никаких документов, изобличающих Сталина – нет. Хотя в архивах Охранного отделения МВД Российской империи, ведающего политическим сыском, имеются пробелы искусственного характера.
Много вопросов вызывают многочисленные дерзкие побеги Коба-Джугашвили с каторги. Старое издание «Краткой биографии» вождя от 1947 г. повествует о восьми его арестах и шести побегах с каторги. Позже Сталин лично исправил число арестов на цифру «семь», а побегов – на «пять».
Автору давным-давно приходилось разговаривать со «старыми большевиками» (члены партии с дореволюционным стажем), которые говорили: «Книжки это для вас, молодых. Мы-то знаем, что при царизме было железное правило: после третьего побега – виселица!».
Даже если теоретически предположить, что Коба-Джугашвили был какое-то время двойным агентом, то очевидно, что вреда делу революции он не нанес.
В противном случае он после октября 1917 г., когда архивы полиции попали в руки народа, был бы изобличен и расстрелян или скрылся бы за рубежом, как это сделал разоблаченный двойной агент террорист-провокатор Азеф Евно Фишелевич. А Сталин И.В. оставался на виду, в гуще событий.
Следует отметить, что не всем от рождения суждено быть героями, однако у всех есть инстинкт самосохранения. В период Великой отечественной войны (1941…1945 гг.) многие пленные красноармейцы записывались в Русскую освободительную армию (РОА) генерала-предателя Власова с единственной целью: перебежать линию фронта и затем сражаться с фашистами. Только власовцев в плен бойцы СССР не брали.
Если информация была полезна, то сделайте отметку в конце или в разделе «Комментарии», чтобы лучше ориентироваться на интересы читателей.
С уважением,
Системщик.