Найти тему
1520. Все о путешествиях

Поезд идет, солярка горит, но пассажиров брать нельзя. Главный маразм РЖД (спасибо Якунину)

Оглавление

В это трудно поверить, но в России есть пассажирские поезда, в которые нельзя брать людей. Об этом много писали, но, кажется, впервые эта тема широко зазвучала в СМИ. Тюменские студенты пожаловались на отмену поезда, но в РЖД им сказали, что поезд был не для них и возили их на нем по ошибке.

Вагон пригородного поезда на вокзале Пскова
Вагон пригородного поезда на вокзале Пскова

Напоминаем, что у нас есть телеграм-канал, где мы публикуем железнодорожные новости, и группы в «Вконтакте» и в «Фейсбуке», где есть и новости, и новые тексты, и много всего другого.

Как отменяли поезда

Лет десять назад тогдашний глава РЖД Владимир Якунин провернул реформу. Одним из ее следствий стала новая реальность, при которой не РЖД, а регионы решают, где какой пригородный поезд назначить. Регионы же за него платят, если поезд не окупается за счет пассажиров. Регионам, правда, дешевле запускать автобус. Из-за этого поезда массово отменили.

Я наблюдал такое воочию у себя в Псковской области. Там между двумя крупными городами – Великими Луками и Себежем исторически ходил пригородный поезд. Причем в его состав включались не только пригородные вагоны, но и вагоны поездов дальнего следования из Москвы и Петербурга. Благодаря этому пассажиры могли без пересадок доехать из «двух столиц» до своего полустанка. Поезда обычно состояли из четырех вагонов, но иногда их количество доходило до семи.

Железнодорожный вокзал станции Забелье на участке Великие Луки – Себеж
Железнодорожный вокзал станции Забелье на участке Великие Луки – Себеж

После якунинской реформы в первую очередь отменили беспересадочные вагоны. Я написал тонну писем с просьбой восстановить их, но ответ был один: теперь вагоны пригородного поезда и поездов дальнего следования принадлежат разным перевозчикам, и отсутствует техническая возможность включить их в один состав.

Про техническую возможность – это, конечно, была ложь. Это к электричке не подцепишь купейный вагон, но в Псковской области железные дороги неэлектрифицированы, и там ходил поезд под тепловозом. Просто раньше он возил пригородную сидячку и купе-плацкарт из Москвы и Петербурга, а после реформы стал возить только пригородный вагон.

...Но прошло еще немного времени и пригородный поезд отменили. Тогда в Псковской области губернатором был Турчак, позже ушедший на повышение руководить «Единой Россией». Турчак счел, что держать этот поезд невыгодно. В то время «под нож», кстати, пошли почти все пригородные поезда в Псковской области, это сейчас их немного возобновили.

И на этом историю можно было бы закончить, но закончилась она только для пассажиров.

Поезд есть, но сесть нельзя

…Поезд ходить продолжил, но только для рабочих, обслуживающих путь. Их нужно было развозить по линии – утром везти из Великих Лук, вечером возвращать назад. По сути, продолжил ходить тот же тепловоз и тот же вагон. Только пассажиров брать туда было нельзя. Проводникам, которые ослушивались, грозили увольнением.

Получается маразм, согласитесь: поезд идет, тепловоз жжет солярку, вагон едет, даже проводник в нем остался – кто-то же должен открывать дверь и топить вагон! А пассажиров брать нельзя.

«Транспортная доступность для населения обеспечена полностью»

Эта ситуация типична не только для Псковской области. В России полно регионов, где процветает такой маразм. Но недавно одна из подобных историй попала в СМИ.

Студенты из Тюменской области, учащиеся в Ишиме, забили тревогу после отмены поезда Ишим — Вагай, с помощью которого они могли ездить на выходные домой. Теперь, по словам студентов, они вынуждены или тратить 500 рублей на маршрутку (вместо 70 рублей на поезд) или ездить другими поездами, но они идут таким расписанием, что домой они попадают всего на несколько часов, а не на полноценные субботу-воскресенье, как раньше.

Станция Ишим. Фото: Роман Юрочкин / Викимедиа
Станция Ишим. Фото: Роман Юрочкин / Викимедиа

Региональные власти на это ответили: мол, это был рабочий поезд РЖД, так что обращайтесь к перевозчику. А в РЖД подтвердили:

«Электропоезд маршрута, о котором шла речь, всегда был техническим. На нем ездили только работники компании, билеты не продавались. Чтобы подобный поезд стал пассажирским, это направление должно заказать правительство Тюменской области».

Правительство вступило в полемику: «В 2021 году предусмотрено ежедневное курсирование пригородных поездов сообщением Ишим — Тюмень. Также по данному маршруту ежедневно осуществляются перевозки автомобильным транспортом. Транспортная доступность для населения обеспечена полностью».

В общем, «все в шоколаде, живите, как хотите». Каким образом студенты попадали в рабочий поезд – большой вопрос. Надеемся, проводника не накажут.

Засылочные «пузыри»

Но, кстати, на железной дороге есть не только рабочие поезда, куда никого не пускают, но еще и так называемые засылочные поезда. В простонародье их называют воздуховозами (или пузырями) – потому что возят воздух, а не людей.

Вот есть, например, поезд Осташков – Селижарово в Тверской области. Но в Осташкове своего депо, чтобы обслужить этот поезд, не осталось. Так что приходится поезду ехать в Осташков из Бологого, чтобы отвезти пассажиров. Естественно, по пути из Бологого до Осташкова он не берет пассажиров.

Поезд Бологое – Осташков
Поезд Бологое – Осташков

Когда я об этом рассказал в прошлый раз, мне в комментариях заметили: но ведь никто не возмущается, если автобус, который должен выйти на маршрут, идет из парка до конечной остановки пустым. Это действительно так – никто не возмущается. Но все-таки поезд и железную дорогу сравнивать с автобусом не совсем корректно. Не тот масштаб, не те затраты.

С тем же Осташковом есть еще одна печальная история. Ходит через него поезд Бологое – Великие Луки. Несколько раз в неделю – по всему маршруту, а еще дважды только на участке Бологое – Осташков. В Осташкове поезд высаживает пассажиров и едет дальше в Великие Луки уже пустой. Потому что власти не проплатили маршрут целиком. А железнодорожникам нужно обеспечить движение в другие дни, и поезд должен как-то добираться до Великих Лук.

Экономии во всем этом нет никакой. Это – сплошное издевательство над здравым смыслом. И в этом наследие якунинской реформы, которая, судя по всему, была признана достаточно эффективной. По крайней мере, никаких попыток исправить эту ситуацию не наблюдается.