Найти в Дзене

Расстройства пищевого поведения и беременность



Есть целый ряд исследований, в которых лишний вес и расстройства питания связывают со сложностями течения беременности. Основными причинами затруднений являются гормональные дисфункции, проблемы с давлением и другими медицинскими показателями. Но какова роль психологической работы в этом казалось бы исключительно медицинском вопросе?

Из моей практики, сложности с зачатием, помимо выше перечисленных соматических проблем, возникают у клиенток с хаотичными или крайне разрушительными неосознанными эмоциями, их еще называют протоэмоциями. Это неясные, размытые, при этом сильные эмоциональные переживания, которые не могут оформиться в мысль и слово, а разливаются телесными симптомами и психосоматическими болезнями, тяжелой ипохондрией или дисморфофобией. Особенно в начале работы у таких клиентов наблюдается миграция или турбулентность симптома, например, вместо или после пищевого приступа случаются приступы панкреатита, мучает бессонница, кто-то прислушивается к каждому "шороху" организма. Врачи, наряду с батареей лекарств, выписывают им успокоительное. А уж о недовольстве телом я вообще распространяться не стану, известная тема.
В работе мы много времени уделяем распознаванию чувств. Таким образом клиент узнает о своем эмоциональном мире, учится понимать его. И со временем начинает доверять себе больше, чем мне. На фоне такой работы, психосоматический симптом ослабевает или проходит вовсе и можно двигаться дальше: от проблем к желаниям и развитию, мыслям о ребенке. И при такой психологической работе и работе врачей в случае необходимости, беременность имеет все шансы на легкое течение.

В книге "Mind Works" итальянский психоаналитик А.Ферро приводит пример, где эмоциональная хаотичность мешает нормальному течению беременности.
Героиня - Стефания, биолог в научно-исследовательском институте, умная и прекрасно образованная женщина. Она страдала ипохондрией и боялась заболеть раком. Она сотрудничала с детским онкологическим центром, где исследовала разные формы опухоли. (наряду с реальными событиями, психолог слышит "опухоли" как протоэмоции).
В процессе работы она незапланированно забеременела, что очень ее испугало.
Не то, чтобы она не хотела ребенка, но обострились ее враждебные чувства. Например, она рассказывала психологу, что ей не хотелось бы делиться новостью о беременности со своей подругой, так как она боялась ее зависти.
На следующем сеансе клиентка сообщила, что у плода обнаружились какие-то сложности, но беременность удалось сохранить. На что психолог, стараясь снизить тревогу и враждебность Стефании заметила, как это здорово, что в больницах не только умирают, как привыкла воспринимать Стефания, но там рождаются дети. В ответ клиентка очень испугалась, что может передать что-то негативное своему ребенку, ей снились кошмары об ужасных растениях острыми шипами, которые нужно обрубить. Через несколько дней Стефания сообщила, что "уволила свою беременность". Сердце плода перестало биться. Стефания чувствовала себя виновной в потере ребенка.
Как и Стефания, психолог также оказалась в очень сложном переживании вины, думая где и что пошло не так в работе.
Она обратилась за супервизией к А. Ферро. Рассуждая здраво, А.Ферро, порекомендовал как можно скорее избавиться от бредовой и наивной фантазии о всемогуществе психологического подхода, полагая, что на организм - свой или чужой можно влиять непосредственно с помощью слов. Победить болезнь, сохранить или "уволить" беременность одним только словом невозможно. Необходимо обращаться за помощью к врачу.
Но что может и должен делать психолог - думать о душевных посланиях своего клиента. Понимая страдания Стефании, психолог дала ей надежду на будущую беременность. И продолжая совместную работу, помогала Стефании развить и организовать эмоции таким образом, чтобы они могли выражаться в мыслях, а не перегружать психику канцерофобией, а ее тело - психосоматикой.