Найти тему

В винах мало кто разбирается. Главный критерий - цена.

Говорят, у нас сейчас круто растет культура винопития. То есть вместо водки и пива народ начинает все больше употреблять вино.

Раньше из той бормотухи, что называли вином, мы различали только два вида – красное и белое. Ах, простите, еще крепленое и сухое. Причем остряки непременно нарочито удивлялись – как это вино может быть сухим?!

Немудрено, что отведав «плодово-выгодного» наш человек ощущал себя так скверно, что обещал себе впредь пить только чистую водочку. Чтоб здоровье сохранить и живым остаться.

А теперь, поездив по заграницам, многие люди стали знать толк в вине. Плеснут винца в бокал, задумчиво потреплют его туда-сюда, понюхают, осторожно пригубят, а потом уж отведывают.

Я, грешным делом, думал, что они пробуют из осторожности, не нарваться бы на ту самую бормотуху, ан нет – это они так дегустируют, пытаясь уловить те самые загадочные цветочно-фруктовые тона и полутона и сладостное послевкусие.

Причем восторг от напитка, как правило, бывает прямо пропорционален стоимости бутылки. Чем дороже, тем вкуснее. Нет, не так! Более уместно слово «благороднее»!

А со второй-третьей бутылочкой раскрываются все новые и новые горизонты оценки их содержимого.

Хотя один мой знакомый дегустатор признавался по пьяной лавочке, что после первого бокала невозможно продолжать справедливо оценивать вино. Количество в данном случае не переходит в качество, оно убивает возможность его воспринимать.

-2

Ошеломленные великолепием первого ощущения, вкусовые рецепторы падают в обморок и отказываются служить своему владельцу. Так что все его дальнейшие эпитеты выражения пиетета остаются на совести самого «дегустатора» и свидетельствуют лишь о его начитанности и фантазии.

Не верите? Думаете, я завидую и поэтому охаиваю почем зря добрых людей?

А как вам тогда следующая история?

Швейцарские ученые (из университета Базеля) провели показательный эксперимент. А вдохновил их на это случай, произошедший в 2002 году в одном из ресторанов Нью-Йорка. За соседними столиками в ресторане «Бальтазар» по адресу Спринг Стрит, 80 оказались молодая пара и четыре бизнесмена с Уолл-Стрит.

Видимо, бизнесмены отмечали удачную сделку, поэтому решили заказать бутылочку самого дорогого вина из числа всех, имеющихся в ресторане. Им оказалось Château Mouton-Rothschild урожая 1989 года стоимостью 2000 долларов.

В то же время молодая пара удовольствовалась самым дешевым вином – «Пино» за 18 долларов.

Не догадываетесь, что тут произошло? Дав, как положено, отведать хозяину стола заказанное вино, официанты элементарно перепутали декантеры (это такой графин, куда положено переливать красное вино из бутылки, чтобы оно вдохнуло воздуха и стало нежнее).

Тем не менее, бизнесмены бурно восторгались «своим» вином, а молодая пара шутила, что и самое дешевое вино, оказывается, может быть довольно неплохим.

Скажете, придуманная история? Дело ваше.

Но те самые университетские ученые-психологи решили проверить, возможно ли такое. Путем манипулирования с этикетками они поставили эксперимент, попытавшись выявить связь субъективной оценки вина с заявленной на него ценой.

В дегустации приняло участие 140 человек. В каждом 15-минутном сеансе каждому из дегустаторов (не являющихся специалистами в этом деле) было предложено по 6 рюмок с вином. Общаться и советоваться между собой люди не могли.

Пробовать вино каждый мог в любом порядке. Каждый раз полость рта ополаскивали водой. В трех рюмках было налито вино без указания названия или цены.

В остальных трех рюмках было налито вино дешевое, умеренной цены и высокой цены с указанием торговой марки вина. Но на каждом столе была рюмка, две или ни одной с указанной неправдивой ценой.

И вот что из этого вышло. Дегустация вин без указания цены эмоций не вызывала. Но все с восторгом ставили высший балл вину, где была указана самая высокая, хотя и неправдивая цена!

Этим, конечно, пользуются некоторые виноделы и торговцы. Средний покупатель охотнее купит бутылочку подороже, полагая, что качество того стоит. Конечно, исходя из своего бюджета.

Это мне напомнило, как один грузин продавал мандарины. Абсолютно одинаковые, но по разной цене. На вопрос, в чем фишка, он, лукаво улыбаясь, пояснил: все дело в психологии – кто-то скажет себе: возьму те, что дешевле, ведь они выглядят также, как и те, что более дорогие.

Другой подумает: куплю те, что дороже, у них, наверняка, качество выше. Плюс покупателю предоставляется как уважаемому клиенту возможность выбора. Что тоже привлекает.

Ни в коем случае не хочу опровергать, что дорогое вино лучше недорогого. В большинстве случаев так оно и есть.

Но попробуйте найти для себя то, которое вам больше нравится. И пусть, возможно, оно не будет самым дорогим. Помните – не этикетка и цена является главным критерием, а ваше собственное его восприятие.