Чаще всего у нас в регионе с миром добровольчества люди знакомятся в подростковом возрасте, и происходит это "рядом" с системой образования (в школе или в подростковом клубе).
А подростки - это бунтари по своей природе (да, да, вы тоже такими были))
За годы работы в добровольчестве я вижу 2 основных подхода к набору ребят в волонтерские объединения
1. Здесь самые лучшие
Если ты легко читаешь стихи на сцене, ответственный, целеустремленный, олимпиадник, отличник, умеешь и хочешь организовывать мероприятий, готов писать проекты - добро пожаловать. Если нет - будь добр учебой заниматься, двойки исправлять, а не волонтерской деятельностью заниматься.
Принцип набора описан грубо, но по факту так и есть.
Что мы видим при таком принципе - красивые мероприятия, безупречную работу волонтеров, ответственных умных заек, у которых....потухли горящие глаза. Потому что школа и собственное чувство ответственности высасывают из ребенка все соки, он устает, но не может отказать любимого завучу или руководителю добровольческого объединения в помощи.
Кроме того, дети, которые не блещут знаниями в школе и не отличаются прилежным поведением остаются "за бортом" добровольчества.
Позитивный пример такого "самого лучшего" волонтерства есть в некоторых подростково-молодежных клубах. Там, обычно и руководители с "синдромом отличника", и дети - зайки.
Но есть и примеры "не очень", когда в одной из школ региона волонтерский клуб - это 7 отличников, которые шага без завуча сделать боятся, а другие ребятки-школьники не допускаются в этот "клуб избранных".
2. Здесь рады всем
Кем бы ты ни был, как бы ты ни учился, сколько бы тебе не было лет, здесь ты можешь помогать и быть нужным здесь и сейчас
Такой принцип организации добровольческой деятельности встречается нечасто, но я считаю его самым крутым.
Добровольчество - это не только про помощь другим. Это и при воспитание себя. Про изменение парадигмы мышление на необходимость быть полезным своей школе, своему городу, своей стране.
Если у каждого подростка возникает такая возможность - быть нужным - это условие, если хотите, воспитания в правильном (не люблю это слово, но здесь оно уместно) русле.
Из таких примеров есть школа в Гатчинском районе Ленинградской области, которая вот уже 20 лет хранит свой волонтерский клуб, где всем рады. И родителям, и детям, и троечникам, и отличникам. Кстати, выпускники этой школе работают и в ресурсном центре
Мне очень важно, чтобы каждый ребенок, который знакомится с миром добровольчества, знал:
Если никто в тебя не верит, если мир против тебя - есть я. Мы. Мы в тебя верим. Мы тебе доверяем. Мы ЗА ТЕБЯ.
И тогда, с этим знанием и с этой верой, ребенок горы может свернуть.
Убеждена, что доверие - это навык, который нам всем необходимо тренировать.
Мы, взрослые, учимся доверять подростку сложные задачи, учимся отдавать ответственность, учимся принимать идеи подростков.
И тогда подростки, в свою очередь, доверяют нам, взрослым, и миру вокруг, в ответ.
Это доверие дорогого стоит. Подростку нельзя врать или недоговаривать правду. Но в ответ мы получаем ребят, которые, может и не станут известными учеными, журналистами или музыкантами, но