Всё-всё, абсолютно всё, что происходило от момента явки на работу до постановки самолёта на стоянку в Люксембурге вызывало восторг и эйфорию нашего героя, только что пересевшего на этот лайнер с маленького Ан-2.
Но то, что стало происходить дальше ввергло его в ступор. Ещё в аэропорту вылета, когда необходимо было записать наличные деньги (не более двадцати пяти рулей и купюрами мельче десятки) Игорь понял, что не всё он знает о характере предстоящей работы. А когда уже в аэропорту назначения в кабину поднялся представитель авиакомпании в этом европейском порту и предложил второму пилоту получить суточные и пройти в ним в Дьюти-фри, Игорь понял, что без специальной подготовки он вряд ли справиться с этой задачей. Но радист помог. Дал список, который он составил в полёте, кому что из членов экипажа нужно купить в Дьюти-фри. А также посоветовал сохранить чек, чтобы потом раздать всем сдачи.
Молодой второй пилот ничего не понял, но список взял и совет запомнил. Затем короткая поездка по перрону на крутом иностранном авто и через несколько дверей и лифтов, которые открывались только пропуском представителя оказался абсолютно странный и непонятный мир под названием Дьюти-фри. В котором только видов и марок алкоголя было больше чем наш герой видел во всей своей предыдущей жизни. Представитель кивнул на список и полки сказал:
- Выбирай по списку.
Игорь попытался найти хоть что-то, но наблюдавший за ним коллега всё понял и, забрав у него корзину, выставил всё, что горе-покупатель нашёл, со словами:
— Ты, что экипаж разорить хочешь? Hennessy у тебя написано VS, а ты взял XO. И Jonny Walker у тебя скорее всего в списке Red Label, а ты взял Black.
Потом он быстро набрал всё, что заказывали члены экипажа и спросил, что себе Игрёк будет брать, а не получив ответ, сказал:
— Значит Kirsberry, — заплатил на кассе, вручил ошалевшему от незнакомых слов и понятий Игорю заполненную корзину, чек и сдачу.
Всю обратную дорогу незадачливый второй пилот на пару с опытным радистом считали у кого сколько вышла покупка, кому сколько полагалось сдачи от положенной за двухчасовую стоянку четвертинки (то бишь двадцать пять процентов от суточной нормы командировочных в валюте). Насилу разобравшись до начала снижения Игорь разнёс всем их покупки и сдачи с удивлением обнаружил оставшиеся две зелёные купюры номиналом один доллар.
- А это что? – удивлённо спросил кассир на общественных началах.
— Это твои, - объяснил радист и рассказал, что это обязательно нужно записать в валютную книжку.
Держать в руках то, за что ещё недавно можно было получить реальный срок было странно и боязно. И как выяснилось эти эмоции были ненапрасными.
После полёта пройдя в самолёте таможенный досмотр, когда поднявшийся на борт самолёта таможенник мельком взглянул на сумки членов экипажа и проштамповал валютные книжки, попросив одного из операторов предъявить записанные в книжке иены, уже в автобусе, который вёз экипаж к терминалу Игорь вдруг понял, что потерял один доллар.
Не представляя, что в такой ситуации можно делать, он обратился к штурману. Тот, выслушав озадаченного Игоря, сказал сквозь зубы:
- Тихо! – растянув первый слог и озираясь по сторонам, прошептал, - Поговорим, когда выйдем из аэровокзала.
Такой ответ не добавил уверенности нашему герою. Когда после всех послеполётных процедур Игорь вместе со штурманом покинули аэровокзал, тот объяснил своё поведение по прежнему негромким голосом:
- Здесь везде пишут, везде снимают, - говорил он скрытно, по его мнению, а по мнению перепуганного им второго пилота, очень даже подозрительно, оглядываясь по сторонам, - Статься восемь-восемь, тебе ничего не говорит? То-то. Ты сейчас записал два доллара, а завтра придёшь на вылет тебя таможенник попросит показать эти два доллара, и что ты покажешь? Сразу статья восемь-восемь – валютные махинации.
- Может купить? – спросил реально напуганный второй пилот, - Сейчас что-то двадцать пять-тридцать рублей доллар стоит.
- Вот – это первая ошибка, - поднял указательный палец вверх штурман, - А откуда ты знаешь, что это не таможенник вынул у тебя этот доллар, когда валютную книжку проверял? А? Так вынули у тебя доллар и наблюдение за тобой поставили. Ты дёрнулся покупать и – оба-на, браслеты и статья. А у них погоны и награды.
- Так может написать заявление, что я потерял? – обескураженно предложил Игорь.
- Нет, тогда уже лучше сразу явку с повинной. Срок будет условный, но про авиацию можешь забыть.
- И что ничего уже нельзя сделать? – уже в отчаянии спросил второй пилот растяпа.
- Ты всё, что мог для собственного спасения уже сделал, - успокоил опытный покоритель международных трасс, - Обратился ко мне. Теперь слушай внимательно и ничего не записывай, - сказал он опять очень подозрительно оглядываясь по сторонам. Следующий раз приходишь на вылет и записываешь в валютную книжку один доллар, который у тебя есть. Таможенник сразу увидит несоответствие и резко, глядя в глаза, спросит: «А где ещё один доллар?». А ты так спокойно: «Дома. Показывал ребёнку, как выглядит доллар и забыл положить в кошелёк». Ещё раз повторю – спокойно. Он тебя услышал и по инстанции доложит, мол, есть подозреваемый. Может наружку за тобой пустят, может участковому сообщат, но ты в упор не замечаешь этого внимания. Потому что у же в следующей командировке, ты собираешь мелочью сумму в один доллар. Когда в страну въезжаешь, то мелочь не записывается. А уже на следующую командировку прибавляешь к имеющейся у тебя валюте ещё один доллар. Таможенник уже готов тебя захапать, а тут, раз и всё! У тебя всё сошлось. Он такой ещё надеется, что зацепит тебя, типа, предъяви доллары. А ты бах и показываешь доллары и ещё один центами. Всё, ты на свободе – враги в дураках.
- Спасибо, - только и мог вымолвить после этого триллера в исполнении своего коллеги Игорь, - Чтобы я без Вашего совета делал?
- Сухари бы сушил, - уверенно произнёс ветеран и Игорь ему поверил.
Это уже потом ему коллеги объяснили, что штурман по фамилии Комаров, где-то потерял третью букву своей фамилии и эта буква была «ша».
Все части здесь - ПроНебо