Одни и те же историки описывают эпохе правления Александра Невского примерно одинаково. «Все друг друга режут, все друг друга предают, полный хаос». В каких-то областях и вовсе почти первобытное общество было. Никакого просветления.
И вдруг возникает такой образ, без страха и упрека. Герой и победитель. Но, откуда посреди этого? И, видно что это искусственно созданный образ.
Перейдем к самому образу Александра Невского. Мы уже это слово «Невский» получили Большим. Невская битва - это символ, который активно продвигается в учебниках энциклопедиях, фильмах и во многом другом. Но историки должны опираться на факты, а факты должны быть у первоисточников. Что же у нас остается кроме сказок, фильмов, житии, написанные церковью спустя 150 лет? Что у нас есть из документов? Есть одна странная вещь.
Единственная летопись, которая сообщает нам о Невской битве, это так называемая НПЛ - Новгородская первая летопись. Другие, почему то, не сообщают. В то время как другие молчат. Например, Лаврентьевская Эпатьевская, очень крупная и весома летопись, Ничего не сообщает о победе Александра в Невской битве. Однако в этом году - 1240 у них есть упоминание - взятию Киева татарами. И, возникает резонный вопрос -Или этой битвы и вовсе не было, или же данное событие было малозначительным.
Но перейдем все таки к Новгородской первой летописи.
«На кораблях пришли свеи и мурумане, (так принято было называть шведов и финнов). Встали лагерем на Неве в устье Ижоры. До Новгорода дошли слухи что они идут к Ладоге, после чего князь Александр напал на них и победил. Причем в стане противника был убит воевода Спиридон, а новгордцев погибло: Константин Логутинец, Юрята Пинишинец, Намест, Дрочило нездылов, сын кожевника, а всего двадцать мужей с лодожанами или меньше».
Больше ничего их информации у нас нет. Это даже не стычка, это непонятно что. И причем двадцать мужей с лодожанами. То есть отдельно новгородцы, отдельно лодожане.
После, через много, много десятилетий, когда абсолютно вся информация стерлась, появилось житие – это церковный жанр, в котором в сказочной манере излагается жизнь Александра Невского, причисленного и почитаемого.. Но это жанр скорее былинный и появляется когда нужно. К источнику его отнести нельзя. Тем более к первоисточнику. Как появилось это житие? Александр Невский один из первых, кто выбирал между Западом и Востоком. Невский, очень жестоко подавлял анти ордынские восстания. И жажда власти подтолкнула Александра вступить в сговор с ордой. И не случайно церковь именно утвердилась во времена именно монгольских завоеваний, как институт подавления местных недовольств и населения.
Но церкви нужны были соответствующие герои, которые будут противостоять неким «конкурентам по вере – католикам. И нужно было выдумать колоссальную агрессию, западную, что на нас идет вся нечесть. В 13 веке. И именно тогда появилось это жизнеописание, которое сделало Александра Невским главным героем, святым, который сделал правильный выбор. А что такое житие для государства теократического, досветского, это как конституция. Основной закон. И получается что Невский это абсолютно выдуманный персонаж, с точки зрения значения и оценки.
И очень интересно смотреть как образ невского пытаются выразить в фильмах. Костюмы стилизованы.Актеры подобраны примерно. Ведь мы не знаем как выглядит невский, даже не представляем примерно. Высокий статный. Да и сами съемки мягко сказать не без ляпов.
Шведские источники сообщают о знаменитом Ледовом побоище. Ничего особенного и ничего интересного. Двадцать рыцарей погибло, провалившись под лед, и шесть пленных. Все.
Материал взят с лекций историка Евгения Понасенкова.
Спасибо, что прочитали статью до конца.
Мне важно ваше мнение. Дискуссии на эту тему открыты в комментариях.
Если вам понравилось ставьте ЛАЙК и подписывайтесь на канал что бы не пропустить продолжения . У нас всегда интересные политические новости и обозрения. Острые и интересные дискуссии в комментариях.