Найти тему

Палыч и Игорёк. Часть двадцать четвёртая - Работа

Всё, абсолютно всё, что происходит на земле имеет единственной целью – выполнить полёт. Конечно, когда разговор идёт про авиацию. А мы здесь иных разговоров и не ведём.

Экипаж, что в полёте, что при подготовке к полёту напоминает хорошо отлаженный механизм, где каждый член экипаже знает свои функции, умеет их выполнять и центром всего этого является командир. Которому полагается только получать информацию, анализировать её, принимать решения и следить за их выполнением. А при необходимости вносить коррективы. Непросвещённому в сих тонкостях авиационного бытия может показаться, что все в экипаже заняты своим делом, только командир, мало того, что ничего не делает, так ещё и пристаёт или даже придирается к своим подчинённым.

То, что я сказал выше относится к большой авиации какой она была в описываемое время. В малой же авиации, из которой и был родом наш герой, всё было иначе. План полёта, штурманские документы и расчеты, анализ метеообстановки, получение кодов «свой-чужой», принятие решения, заправка самолёта всё это было в зоне ответственности экипажа из двух пилотов в лучшем случае. Почему в лучшем случае? Потому что какое-то время после начала лётной деятельности за полноправного члена экипажа молодого второго пилота считать не приходится.

Поэтому наш герой, которого мы уже вроде как должны называть Игорь, а никак не Игорёк, во время подготовки к своему первому производственному полёту испытывал колоссальный дискомфорт. В штурманской находился его заместитель командира эскадрильи, большой под стать самолёту Ил-76 и такой же харизматичный как упомянутый лайнер, вокруг которого происходил процесс подготовки экипажа к полёту. Каждый знал свои обязанности и выполнял их. Командир координировал, и только Игорь не находил своего места в этом действе, из которого должен родиться полёт.

Поэтому решил наш герой попытался обозначить своё знание авиации и немного административное рвение и предложил узнать, где наш самолёт и что с ним.

- Нет нужды, - ответил командир, - бортинженер уже занимается этим.

- Может узнать про загрузку? – ещё раз попытался молодой второй пилот быть полезным экипажу.

- Не нужно, - снова получил ответ от капитана, - операторы узнают.

- Тогда давайте я получу навигационный чемодан или коды опознавания, -продолжал он искать себе работу.

- Штурман получит чемодан, радист коды, - был ответ.

-А что мне делать? – расстроено спросил равноправный член многочленного экипажа.

Командир, который был в этом рейсе и инструктором спокойно-назидательно и очень чётко сказал:

-Ты пилот. Ты ничего не должен делать.

Было очень непривычно и приятно услышать такое, осознавая на практике, что такое многочленный экипаж.

Впрочем, это оказалось ненадолго. Через несколько лет Игорь переучился на самолёт Боинг-737, где экипаж два человека, как на том самом Ан-2 и вспомнил сразу, что перед полётом он должен знать где самолёт и в каком он состоянии. Какая загрузка будет на рейсе. Естественно, что и навигационный чемодан, и коды опознавания, и навигационные расчёты, и таможенные декларации, и паспорта, и разрешения на пролёт территорий, и метео, и полётное задание – всё-всё на экипаже из двух человек.

А сейчас можно было наслаждаться благами, которые даёт многочленный экипаж.

Управлять самолётом взлётной массой, что почти в сорок раз больше взлётной массы Ан-2 было странно и интересно. Как интересно оказаться в рубке океанского лайнера после единственного опыта «хождения в моря» — это управления дедушкиной моторкой в спокойных водах небольшого озера.

Пилотская кабина была самым настоящим капитанским мостиком, на которую нужно было подниматься по лестнице. Этажом ниже (на первом этаже, как утверждал штурман или в подвале, как утверждал радист) располагалась штурманская рубка, где вполне могла поместиться (а иногда и помещалась) полноразмерная раскладушка для сна. Всё было внове или непривычно. Однако навыки пилотирования пусть и маленького Ан-2 вовсе нелишни и для управления солидным лайнером, в чём убедился наш герой ещё в процессе лётного обучения.

Инструктор также дал это понять новоиспечённому второму пилоту, что умея управлять одним самолётом, ты обязательно освоишь и иной самолёт. Игорь попробовал и ручное управление, и управление автопилотом в различных режимах. И даже зашёл на посадку «по директорам» и посадил самолёт на горбатую, с одной стороны, посадочную полосу города Люксембург, забыв, правда после приземления дать команду: «Реверс внешним!», но борт-инженер и так знал, что делать.

Посадка была комфортной и экипаж посчитал, что боевое крещение состоялось.

Все части здесь - ПроНебо