Счастье, учитель, счастье учителя, счастье российского учителя. Вы заметили, что все эти слова могут стоять рядом, но не соприкасаться между собой по смыслу?
Эвдемонизм – направление, которое определяет счастье, состояние покоя, блаженства, безмятежности как импульс к свершениям.
Аристотель (ученик Платона) сформулировал принцип фелицитарного порога. Мыслитель считал, что счастье неминуемо при соблюдении определённых материальных условий, то есть на уровне жизни, который именуется «достатком». Согласно этому принципу, человек занимается своей духовной сферой только тогда, когда достигает материального благополучия.
«Учитель должен». Учитель в ответе за образованность будущего поколения, за достижение планируемых результатов, он должен быть компетентен и обладать компетенциями.
Однако, система, которая приводит в движение экономику страны, явно пренебрегает материальными интересами учителей, снижает их мотивацию и финансовый статус профессии. Конечно это приводит к замене активных, амбициозных, молодых на тех, кто берет свое измором.
Еще в 2011 году В.В. Путин выступал на Всероссийском педагогическом собрании. Он цитировал Чехова и говорил, что «нужно, чтобы он (учитель) был первым человеком, <...> чтобы люди признавали в нем силу, достойную внимания и уважения, чтобы никто не смел орать на него, унижать его личность, как это делают у нас все».
Опросы показывают, что люди доверяют учителю больше, чем полицейскому (68% против 23%). Казалось бы, ощущение счастья учителя должно быть на высоком уровне – полезная работа, уважение, доверие, признание. Но нет, принцип фелицитарного порога Аристотеля не соблюдается с материальной точки зрения.
Учителя перестают верить в себя. Возникают сомнения о важности профессии, о принесении пользе обществу, вырастает состояние демотивации из-за несоозмеримости нагрузки и заработной платы.
Учитель находится в постоянной гонке – 1,5-2 ставки, отчеты, посещение уроков коллег, проектная деятельность с учениками, дополнительные и внеурочные занятия, совещания, курсы и т.д. Появляются неважные, но срочные дела, которые мешают видеть главное.
Педагогам трудно остановиться и осмыслить важные вехи своей профессии. Не то, что жизни. Остановка в жизни учителя, даже кратковременная, первая ступень к погибели.
Вот и пойди отыщи тут счастье.