Привлекательная и решительная, она добилась безоговорочной любви Генриха VIII, который, не колеблясь, порвал с Римом, чтобы жениться на ней, но ее неспособность дать монарху наследника стоила ей жизни.
Антонио Фернандес
Анна Болейн преклонила колени перед королем, и он надел ей малиновое бархатное платье и золотую корону. Кроме того, он пожаловал ей 1 000 фунтов стерлингов в год «для поддержания ее достоинства». 1 сентября 1532 года этим жестом Генрих VIII совершил необычайное для того времени деяние: он возвысил женщину на вершину королевства.
Это был дар любви, предложенный в качестве награды за самоотверженность дамы, которая после многих лет стойкости и ожидания своего раннего замужества наконец согласилась быть любовницей государя, который в то время был женат на Екатерина Арагонской-тети императора Карла V.
Пара провела Рождество в загородном дворце короля в Гринвиче. В ночь Королей банкет был устроен настолько великолепно, что пришлось устроить временные кухни в садах. Вскоре после этого Анна почувствовала сильное желание есть яблоки и поняла, что беременна. Поскольку они не хотели, чтобы их сын родился вне брака, и, хотя король все еще был женат на Екатерине Арагонской, капеллан тайно обвенчал их в конце января 1533 года.
Кто была эта женщина, которая оказалась способна подчинить себе могущественного монарха эпохи Возрождения? Как она сумела стать самой запоминающейся королевой-консортом в Англии? Анна Болейн родилась в 1501 году и получила прекрасное образование. Сначала при дворе Маргариты Австрийской, а затем во Франции, где она была фрейлиной Марии Тюдор, сестры Генриха VIII и жены короля Людовика XII, а затем и королевы Клод, жены Франциска I.
Помимо изысканных манер и утонченности, возможно, он научился другим, более сомнительным навыкам при беспорядочном дворе Франциска I. В 1533 году Франциск уверенно сказал герцогу Норфолкскому, «как мало добродетельно жила Анна». Сам Генрих VIII признался испанскому послу в 1536 году, что его жена была «развращена» во Франции и что он не узнал об этом до тех пор, пока не вступил с ней в половые отношения.
Король у ее ног.
Как бы то ни было, после своего возвращения в Англию в 1525 году Анна быстро привлекла внимание Генриха. Красивая и умная женщина, она свободно говорила по-французски и знала латынь, она преуспела в танцах, музыке и поэзии и всегда одевалась по последней моде. Хотя Генрих заявил о своей любви к ней в 1526 году, она отказалась быть его любовницей, потому что знала, «как быстро королю надоедают те, кто служил ему любовницами». Анна стремилась занять трон Англии и, следовательно, флиртовала с монархом, была вынуждена просить или позволять себе быть любимой, однако она избегала плотских отношений. Письма, которые он написал ей между 1527 и 1529 годами, свидетельствуют о страсти, которая возникла в короле, в одном из которых он признался: «Я хочу быть в объятиях моей возлюбленной, чью красивую грудь я надеюсь вскоре поцеловать. Я верю, что смогу получить удовольствие от того, чего так жаждал».
В 1528 году Анна уже вела себя так, как будто она была королевой. Она сидела на своем месте на банкетах, одетая в великолепные украшения и роскошные пурпурные платья - цвет, предназначенный для королевской семьи. Ей оказывали большее почтение, чем Екатерине-законной супруге короля, все больше загоняя ее в угол. Но этого ей было мало. Однажды, когда Генрих обедал с королевой, Анна устроила скандал и гневно выразила свои жалобы на задержки в расторжении брачных уз, которые связывали его с Екатериной. Она даже намекнула, что бросит его, и заявила, что растрачивает свою молодость «напрасно».
Проблема расторжения брака поляризовала мнение знати и вызвала упорную борьбу за власть. В то время при дворе было три фракции: те, кто следовал за кардиналом Вулси, который все еще оставался главным министром, и поддерживал короля, консерваторы, которые тихо поддерживали королеву Екатерину, и фракция Болейн, которая вскоре станет самой могущественной, во главе с самой Анной, Томасом и Джорджем Болейн, и сэром Фрэнсисом Брайаном.
Пышная коронация.
Абсолютно приверженная делу протестантской Реформации (Чапуи, посол Карла V, описал ее как «более лютеранскую, чем сам Лютер»), Анна сумела свергнуть своего врага, кардинала Вулси, падение которого в октябре 1529 года привело к возвышению Томаса Кранмера. Он раскроет непростой вопрос «развода» Генриха и получит за это награду сан архиепископса Кентерберийского.
1 сентября 1532 года Генрих и Анна посетили короля Франции Франциска I. Их намерение состояло в том, чтобы заручиться его поддержкой, чтобы отпраздновать свой брак, против которого выступили Карл V и Папа Климент VII. Анна полностью восторжествовала. На ней был роскошный гардероб и драгоценности английских королев, насильно отнятые у Екатерины.
В начале 1533 года, после тайной свадьбы с Генрихом, Анна стала королевой во всех смыслах, кроме имени. Кранмер пришел ей на помощь и предложил радикальные меры по легализации ситуации. Таким образом, в апреле парламент одобрил Акт об ограничении апелляций, первый из законов, которые в конечном итоге приведут к английскому расколу и созданию англиканской церкви. Таким образом, папа не имел права судить брачный спор Генриха, а Екатерина Арагонская больше не могла обжаловать в Ватикане решения, принятые английскими религиозными властями. 23 мая архиепископ Кранмер созвал церковный суд, который объявил союз короля с Екатериной недействительным, и только пять дней спустя постановил, что брак между Генрихом и Анной был действительным и законным.
Грандиозная коронация Анны Болейн превзошла коронацию всех ее предшественниц по великолепию. 31 мая, одетая в одежду из золота и белого горностая, она въехала в Лондон и прошла через город в процессии, протянувшейся более чем на полкилометра. Триумфальные арки и шоу, организованные в ее честь, восхваляли целомудрие нового правителя и выражали надежду, что она родит детей мужского пола, которые продолжат династию Тюдоров.
Фракция Болейнов была на пике своего могущества. Религия, искусство и все аспекты придворной культуры в целом использовались для превознесения образа новой королевы. Анна использовала свое влияние для продвижения Реформации и установления интеллектуального стандарта для двора, отдавая предпочтение ученым, приверженным англиканству.
Ее редко видели на публике без молитвенника в руках, и она также дала своим дамам молитвенник, который можно было носить на поясе.
Падение Анны Болейн
Летом 1533 года Анна узнала, что у Генриха роман с красивой дамой, что было обычным явлением, когда его жены были беременны. В отличие от Екатерины, ее поведение было непристойным для королевы, и она использовала слова, которые совершенно не нравились королю. Он в ярости сказал ей, что она должна «держаться, как другие, лучшие, чем она», предупредив ее, что он может потопить ее так же быстро, как он ее возвысил. Рождение 7 сентября не ожидаемого сына и наследника, а дочери (будущей Елизаветы I) никак не улучшило отношения между супругами. Как позже доложил венецианский посол, «король уже до смерти устал от своей новой королевой».
Однако сопротивление королевскому браку пришлось положить конец. В 1534 году парламент издал Акт о превосходстве, закрепивший за королем статус верховного главы англиканской церкви, окончательно разорвавший связь между Генрихом и Римом, а затем предоставил право наследования принцессе Елизавете в обход принцессы Марии, дочери Екатерины. Любой, кто не подчинялся этим положениям, мог быть приговорен к смертной казни за государственную измену. Таким образом, упали головы тех, кто, подобно Томасу Мору, выступал против него.
Но после выкидыша, последовавшего за рождением дочери, Анна оказалась под сильным давлением. Генрих, разочарованный тем, что она не дала ему долгожданного сына, предавался «танцам и женщинам больше, чем когда-либо», все больше раздражался жалобами королевы и в конце 1535 года завязал роман с Джейн Сеймур. Огонь любви короля к своей жене уже был потушен, но это стало политической проблемой как внутри страны из-за своей непопулярности, так и за рубежом, поскольку после смерти Екатерины она представляла препятствие на пути сближения между Генрихом и императором Карлосом V, который защищал премьер-министра Томаса Кромвеля.
30 апреля 1536 года, когда Анна, снова беременная, была в Гринвич-парке, Кромвель подставил ее и представил королю явно неопровержимые доказательства того, что королева соблазнила Смитона и других членов его Тайного совета, включая своего собственного брата. Кроме того, она замышляла убийство короля, чтобы выйти замуж за одного из своих любовников и стать регентом сына, которого носила в утробе.
Большинство историков считают 22 обвинения Анны Болейн в супружеской неверности необоснованными и маловероятно, что она сговорилась убить короля, поскольку она была его главной сторонницей и источником власти. Однако ее репутация легкомысленной женщины, ее вкус к мужскому обществу, а также ее снисходительность к ухаживаниям и придворным любовным играм заставили монарха и многих других поверить в ее виновность. Суд под председательством ее дяди, герцога Норфолка, включая ее собственного отца, приговорил ее к смертной казни. Анне было около тридцати лет, когда ее обезглавили ударом меча 19 мая 1536 года. Генрих VIII ждал только десять дней, чтобы снова жениться. На этот раз с Джейн Сеймур.
У Анны Болейн не было торжественных похорон, которых она на самом деле заслуживала как своим положением, так и своим аристократическим происхождением. Ее останки были завернуты и захоронены в общей гробнице в часовне Сан-Педро-ад-Винкула, где также будут захоронены останки королевы Екатерины Говард, пятой жены Генриха VIII, которая также будет казнена.
Завтра мы продолжим наше повествование о женах Генриха VIII. На очереди Джейн Сеймур. Жена, которая подарила королю единственного законного наследника мужского пола. Именно с ней король потом завещает похоронить его.
Если Вам понравилась статья-подписывайтесь на канал. Жду ваших комментариев.
Помните, я пишу только для Вас.