Найти в Дзене
Mitya

Дыхание и энергия.

ГЛАВА ВТОРАЯ
ПРАНА Совершенно иная, чем физическая оболочка, состоящая из пищи как и внутренняя часть её, есть энергетическая оболочка, состоящая из дыхания. Она заключена в физическую оболочку и имеет такую же форму. Одно наполнено другим. Первое подобно человеку, а поскольку оно подобно человеку, вторая следует этому и сама принимает подобие человека. Через эту жизненно важную оболочку чувства выполняют свою работу. Отсюда происходит жизнь людей и животных. Ибо дыхание - это жизнь существ, и поэтому оно называется «жизнью всего.
Тайттирия Упанишада, II. 2 В первой главе мы выяснили, что предварительные шаги в йоге, связанные с телом, служат подготовкой. Физические позы должны оставлять тело гибким и спокойным, без нервных движений или мышечного напряжения. Однако, даже когда тело полностью расслаблено, человек не остается полностью неподвижным, потому что движение дыхания нарушает тишину. Следовательно, когда тело находится под контролем, внимание неизбежно переключается на дыхание

ГЛАВА ВТОРАЯ
ПРАНА

Совершенно иная, чем физическая оболочка, состоящая из пищи как и внутренняя часть её, есть энергетическая оболочка, состоящая из дыхания. Она заключена в физическую оболочку и имеет такую же форму. Одно наполнено другим. Первое подобно человеку, а поскольку оно подобно человеку, вторая следует этому и сама принимает подобие человека. Через эту жизненно важную оболочку чувства выполняют свою работу. Отсюда происходит жизнь людей и животных. Ибо дыхание - это жизнь существ, и поэтому оно называется «жизнью всего.

Тайттирия Упанишада, II. 2

В первой главе мы выяснили, что предварительные шаги в йоге, связанные с телом, служат подготовкой. Физические позы должны оставлять тело гибким и спокойным, без нервных движений или мышечного напряжения. Однако, даже когда тело полностью расслаблено, человек не остается полностью неподвижным, потому что движение дыхания нарушает тишину. Следовательно, когда тело находится под контролем, внимание неизбежно переключается на дыхание. Следующим предметом изучения является дыхание и его периодические приливы и отливы. Это связь, которая стоит на полпути между более грубым материальным телом и более тонкой сферой ума.

Но дыхание - это больше, чем просто препятствие, которое нужно преодолеть, прежде чем оно достигнет ума. Его правильное использование - ключ к овладению умом и выходу за его пределы в другие сферы сознания. Техники дыхания всегда были неотъемлемой частью медитативных тренировок на Востоке. Один из суфиев сказал: «Тема дыхания - самая глубокая из всех тем, которыми занимается мистицизм или философия, потому что дыхание - самая важная вещь в жизни». Говорят, что Гурджиев провел годы на Ближнем Востоке, обучаясь дыханию у суфийского мастера. Сведенборг, который жил в Европе в 1700-х годах до того, как стало известно о восточной традиции, счел целесообразным «изобрести» технику дыхания, которая облегчила бы его вход в измененные состояния сознания. В прошлом веке английский философ и врач Роберт Фладд утверждал, что «сверхнебесная и невидимая сила» каким-то образом «проникает в тело через дыхание».

Юнг рассказывает о наблюдении за группой примитивных людей, которые начинали свой день с дыхания в руки и преподносили дыхание восходящему Солнцу. Когда Юнг расспрашивал их, внимательно наблюдая за тем, в чем он видел только суеверие, соплеменники смеялись над его неспособностью увидеть очевидную «правильность» отдать первое дыхание источнику энергии, поддерживающему их мир.

Фундаментальные отношения между дыханием и «духом» отражены в большинстве языков, а именно: наши «выдох» и «вдохновение», последнее означает не только вдох, но и наполнение творческой энергией или духом (вдохновение), слово «издох» означает смерть или потерю жизненной энергии, а также «выдох».

Дыхание начинается в стратегической точке развития. Первая большая адаптация новорожденного к внешнему миру - это его первоначальный глоток воздуха. Начало дыхания преобразует динамику системы кровообращения и адаптирует физиологию младенца к новой среде. Ничто так не пробуждает примитивные инстинкты выживания, как чувство удушья. По этой причине поток дыхания, его чередования и ритмы тесно связаны с самыми ранними, наиболее фундаментальными слоями психической жизни.

Дыхание - единственная физиологическая функция, которая может быть как произвольной, так и непроизвольной. Мы можем контролировать его сознательно или можем игнорировать его и позволить ему работать более или менее автоматически, как и другие внутренние процессы. Его можно регулировать разумом или оставить на усмотрение тела. В этом смысле дыхание является стратегическим посредником между разумом и телом. Оно не находится под исключительным контролем ни одного из них, но подвержено влиянию и тела и разума. А это, в свою очередь, может повлиять на них. Дыхание - ключ к взаимодействию тела и разума.