Тело как экологическая система
В йоге традиционно считается, что внутренняя часть тела может быть «загрязнена» метаболическими отходами, химическими веществами или другими токсинами. Эти загрязнители рассматриваются как серьезное препятствие для здоровья и ясности ума.
Обычно организм выводит те отходы, которые возникают в результате переваривания и расщепления пищи, с мочой и калом. Однако существуют альтернативные пути выведения из организма. Например, многие отходы, кроме углекислого газа, выбрасываются с выдыхаемым воздухом. Также известно, что кожа выводит определенное количество шлаков через потоотделение, а в йоге считается, что слизь выполняет выделительную функцию.
Из этих примеров видно, что тело постоянно подвергается процессу самоочищения. Существует естественная внутренняя экология, в которой все органы работают над поддержанием безотходной среды.
В йоге есть несколько важных очищающих техник или промываний, которые способствуют или ускоряют эти естественные функции. Промывки, подобные описанным ранее, направлены на удаление скопившейся слизи в носовых пазухах, носовых проходах, горле, желудке, кишечнике, толстой кишке и легких. Иногда голодание используется в сочетании с очищающими упражнениями, чтобы позволить метаболизму тела сосредоточиться на удалении шлаков.
В дополнение к этим промываниям существуют определенные дыхательные упражнения, одной из функций которых является облегчение выведения через кожу и дыхание. Капалабхати, упражнение, состоящее из быстрого вдоха и выдоха, «промывает легкие», удаляя так много отходов, что иногда можно заметить неприятный запах. Другие дыхательные упражнения предназначены для стимулирования потоотделения и облегчения удаления отходов этим путем. Обучаясь глубокому дыханию, изучающий йогу увеличивает эффективность выделения углекислого газа и других токсинов через дыхательные пути.
Микробная теория
В современной медицине меньше внимания уделяется внутренней экологии, очищению и развитию чувствительности к внутренним переживаниям. Вместо этого больше внимания уделяется внешнему виду. Например, если у пациента есть угри или кожная сыпь, акцент делается на подавлении внешних проявлений, а не на основных нарушениях в организме. Однако теперь врачи начинают чувствовать, что такие подавленные симптомы могут снова появиться в других формах. Например, в некоторых случаях, когда экзема подавляется, кажется, что она снова проявляется как астма.
Наше незнание внутренней части нашего тела связано с нашим отношением к болезни. Похоже, что это сыграло важную роль в возникновении специфической для нашей культуры теории болезней. Росло убеждение, что большинство болезней «вызываются» захватчиками извне: микроорганизмами или «микробами». То, как плохое управление внутренней средой могло способствовать развитию болезни, в значительной степени игнорировалось.
Акцент на микробах был лишь одной из многих перспектив современной медицины, пока не произошел большой импульс в 1930-40-х годах в результате открытия антибиотиков. «Чудодейственные препараты» захватили воображение публики. Быстро было предположено, что в конечном итоге будут обнаружены все нарушения в организме. Что его причина в злонамеренной атаке какого-либо инвазивного микроорганизма. Возникло огромная надежда, поскольку казалось, что медицинская наука в конечном итоге также найдет эффективное лекарство, чтобы уничтожить каждого из этих захватчиков. Хотя микроорганизмы-виновники не проявлялись для всех известных болезней, преобладала концепция «чудодейственных лекарств». Поиск новых лекарств от болезней продолжается и сегодня.
Думая о себе с точки зрения поверхности тела и не осознавая внутреннее, мы начинаем оглядываться в мире, чтобы найти причину дискомфорта, когда мы смутно чувствуем, что что-то не так. С этой точки зрения естественно предположить, что лекарство также будет чем-то внешним - «таблеткой» или средством, которое можно поместить внутрь нас, чтобы все снова стало хорошо.
Этот подход также прослеживается в нынешнем отношении к наркотикам, влияющим на разум и эмоции. Чувство несчастья часто объясняется «давлением», «трудностями на работе» или другими внешними факторами. «Верха»эмоций ощущаются для подъем, «низы» - как расслабление или чего-то еще, что удобно, чтобы почувствовать себя по-другому. Термин «болезнь», конечно, означает недомогание, «отсутствие легкости». Но внимание переключилось с этого внутреннего опыта на внешний мир, где, как считается, можно найти и причинный фактор, и лекарство. Теперь мы подошли к тому моменту, когда «болезнь» означает что-то, что приходит извне.
Психосоматическая модель
Но поиски еще более сильных лекарств не привели к устранению всех физических расстройств. Там, где были обнаружены даже самые крошечные вирусы и использовались самые сильнодействующие лекарства, люди продолжают болеть. По этой причине, возможно, все больше внимания уделяется взаимосвязи между физическим заболеванием и психическими и эмоциональными расстройствами. Это привело к появлению в последние десятилетия новой медицинской специальности под названием «психосоматика».
В настоящее время модно говорить, что от шестидесяти до восьмидесяти процентов всех болезней являются «психосоматическими». Но взаимосвязь между эмоциональным и физическим не совсем понятна, и было мало успеха в поиске эффективного лечения болезни, которая включает и то, и другое. Поэтому большинство врачей продолжают прибегать к своей модели болезни и сильнодействующим лекарствам, когда сталкиваются с психосоматическими проблемами.
Контроль внутренних состояний
Мотивированные нынешней необходимостью справиться с такими расстройствами, некоторые психиатры и врачи стали больше интересоваться тем, как обычно регулируются физиологические функции и как нарушается их регуляция. Как больной с язвой секретирует слишком много желудочной кислоты? Как бронхи астматика сужаются таким несоответствующим образом? Как мы «научимся» регулировать и использовать наши внутренние органы? Более того, как можно злоупотребить этим, чтобы в результате возникали такие болезни, как астма, язвы или высокое кровяное давление? Вовлечен ли разум или это происходит на каком-то более примитивном уровне регуляции? Психоаналитические исследователи избегали этой трудности, объяснив, что задействован ум, но что такие психические функции выполняются в «бессознательном уме» за пределами человеческого осознания. По этой причине большинство из нас не знает о таком регулировании.
Два типа заучивания
У поведенческих терапевтов есть другое объяснение того, как происходит такое «заблуждение». Их теория основана на различии между двумя типами заучивания или «обусловливания»: классическим и производимым с помощью вспомогательных инструментов. Типичным примером классической обусловленности является собака Павлова, которая научилась выделять слюну при звуке колокольчика. Считается, что это проваляется в обучении реакциям внутренних органов. Но это своего рода «рефлекс». Поэтому считалось, что его легко отличить от второго вида заучивания, который считается более целенаправленным. Самым известным примером этого второго вида является крыса Скиннера, которая обнаружила, что нажатие на рычаг приводит к получению гранулы еды. Эта «инструментальная» обусловленность, по-видимому, включала формы поведения, действующие во внешнем мире и предполагающие сознательный выбор. С этой точки зрения казалось логичным, что «классическое» или рефлекторное обуславлиыание было задействовано в более примитивных аспектах организма, а инструментальное обуславливание было зарезервировано для «более высоких уровней» функционирования. Таким образом, научная психология разработала теорию, приемлемую для культурных предрассудков, из которых она выросла: то, что затрагивало внешнюю часть тела, было разумным, рациональным и целенаправленным (волевым), То, что затрагивало внутреннюю часть тела, было автоматическим, рефлексивным и целенаправленным. примитивный.
Например, считается, что на язвы влияют эмоциональные факторы, но рефлексивным образом - вне контроля пациента. Таким образом, лечение также ориентировано на внешние факторы с помощью антацидов, лекарств и так далее. Предполагается, что здесь не задействованы воля и личная ответственность. Таким образом, было разработано объяснение изгнания внутренней части тела из осознания. Это было не только отталкивающе и иррационально, но и не поддавалось добровольному контролю.
Когда внешняя среда населена потенциально болезнетворными захватчиками, а внутреннее тело считается «плохим» и непонятным, нам остается только поверхность тела, с которой мы можем идентифицировать себя. Оказавшись в ловушке между неизвестным внутренним и угрожающим внешним миром, мы выбираем то, что, по крайней мере, в некоторой степени знакомо, наша внешняя поверхность.
Учимся контролировать внутреннюю часть тела
В этом культурном контексте понятно, что психология и психосоматическая медицина склонны рассматривать внутреннее состояние человека как вегетативное, содержащее органы, которые действуют автоматически и управляются «автономной» или «вегетативной» нервной системой. По этой причине недавнее исследование Нила Миллера, демонстрирующее, что внутренние органы можно произвольно и целенаправленно контролировать, вызвало большое сопротивление и споры. Его эксперименты ясно показывают, что у животных контроль над внутренними органами может быть достигнут в ситуациях «инструментального» обучения, где возможны осознание внутренних органов и преднамеренный контроль над ними. Это предполагает, что человек, страдающий, например, язвой, мог бы научиться контролировать желудочную секрецию, если бы он стал более чувствительным к своим внутренним органам.
Отрицание внутренней части тела и его изоляция от нашего осознания затрудняет борьбу с психосоматическими заболеваниями. Невозможно научиться контролю внутренних процессов, пока реакция на прилагаемые усилия остается вне осознания. Например, если кто-то пытается контролировать свою частоту сердечных сокращений и не имеет возможности узнать, увеличивается она или уменьшается, то взять ее под сознательный контроль невозможно. Чтобы контролировать деятельность внутренних органов, недавно было разработано электронное оборудование, позволяющее обнаруживать и сообщать людям информацию об их собственном внутреннем состоянии. Успех результатов, полученных при наличии доступа к этой информации «обратной связи», был замечательным. В настоящее время существует совершенно новая область психологических и медицинских исследований и лечения, называемая «биологической обратной связью».