"Страстное любовное томление, мучительное ожидание слияния" и много каких еще эпитетов вы найдете об этой известнейшей картине "Поцелуй" Густава Климта.
Услышите, найдете, прочитаете, но не от меня 😂 Потому что любви здесь столько же, сколько снега в июле, т.е ее тут нет совсем. А что есть? Давайте разбираться.
Первое и главное, что стоит задать себе, глядя на самый известный поцелуй в истории мировой живописи - а ДОБРОВОЛЬНЫЙ ли он?
Начнем с того, что Густав Климт прекрасно знал КАК выглядят любовники, КАК необходимо писать объятия и КАК делать это более чем сексуально и эротично (дедушку Фрейда он тоже отлично знал и ценил).
А что мы видим здесь?
1️⃣ Позы персонажей - женщина стоит НА КОЛЕНЯХ, мужчина властно возвышается над ней.
Они играют в ролевые игры? Навряд ли. Климт "так видел" - тоже сомнительно, ибо другие его работы на тему влюбленной пары говорят об обратном.
Женщина находится на самом краю обрыва, пальцы ног ее сильно НАПРЯЖЕНЫ - она всеми силами пытается удержаться, чтобы не сгинуть в этой бездне, аккурат прямо за ней (это точка невозврата, смерть, в конце концов). А ей очень хочется жить.
Более того, побеги вьюна заковывают, буквально связывают, ноги женщины - у нее нет шансов, нет вариантов, не выбора. Она вынуждена подчиниться и она подчиняется.
2️⃣ Руки девушки НАПРЯЖЕНЫ не менее сильно, чем ее ноги - это не ласки любящей девы, а тихая, обреченная истерия. Одна рука болезненно впивается ногтями в шею мужчины, другая - как бы останавливает его порыв.
Но и эта рука, та, которая сопротивляется, закована в золотой "наручник" - мужчина не дает ей пошевелиться, он просто и властно ее берет (во всех смыслах этого слова).
3️⃣ Лицо женщины - оно ОТВЕРНУТО и совсем не излучает спокойствия, тепла или желания (о любви и искренности я вообще молчу). Оно тоже намертво лишено возможности двигаться - мужчина цепкой хваткой (больно?!) схватил подбородок.
Юный, нежный подбородок. Тогда как заостренные черты лица мужчины говорят об обратном - он намного старше ее. Помните, как в песне "Машины времени": "... Он был старше ее, она была хороша..."
Картину Климту заказал некий граф. Он дал художнику медальон с изображением своей возлюбленной и попросил изобразить их вместе.
ЛЕГЕНДА ПЕРВАЯ, НЕУБЕДИТЕЛЬНАЯ: во время работы над картиной художник неожиданно влюбился в девушку с медальона. Поэтому якобы вместо графа Климт изобразил себя, скрыл лицо, а пару на полотне - в недопоцелуе / недообъятиях.
Замечательно, если бы картина действительно изображала влюбленный поцелуй, а не какой-то насильственно-садистский акт.
ЛЕГЕНДА ВТОРАЯ, ОЧЕНЬ ДАЖЕ УБЕДИТЕЛЬНАЯ: перед нами сам Климт и его дама сердца Эмилия Флеге, которую художник считал божеством, она властвовала над ним и была недосягаемой святыней - его повелительницей (кстати, среди исследователей жизни Климта до сих пор продолжается полемика, оставались ли отношения художника и Эмилией только платоническими).
И тут, в общем-то, все объясняется: Климт мечтал встать над ней, стать тоже небожителем; хотел обладать своей возлюбленной, хотел, чтобы она была только его, да и просто хотел ее (обычное животное начало, природа человека).
Поэтому ОН ПОДЧИНЯЕТ ЕЕ СЕБЕ.
Но всем известно, что Климт был большим поклонником византийского искусства и его "золотой период" - апогей этого влияния.
Да, золото - это царственный цвет, поэтому он над ней и властвует.
Но золото - это и иконописный цвет тоже. И тут, с иконами, есть еще одна любопытная перекличка: мужчина с полотна практически одного с женщиной роста - очевидно, он тоже стоит на коленях.
На коленях. Это значит покаяние (да и как может быть иначе, раз он целует божество?!). Более того, мужчина как раз таки нежно целует свою зазнобу (как сказал бы Станиславский: "Верю"), он этого действительно хочет.
Но хочет именно он, не она.
Вообще, вполне себе типичная ситуация: юная барышня, которая подчиняется страсти еще не старого, но уже далеко не молодого богатого мужчины.
Но это все было бы слишком просто для Климта и слишком мало для символизма.
Перед нами сцена, которая разыграна художником на некой скале, утесе - это отсылка к греческой мифологии, связанной с образом Сирен.
Сирена - символ коварства, прельщения, гибельного соблазна (в древнегреческой мифологии они есть мифические существа, полуженщины-полуптицы, рожденные рекой Ахелоем и одной из муз, которые обитают на скалистых островах, очаровывают путников своим пением и затем умерщвляют и пожирают их).
Т.е образ сирен актуализирует мотив гибельной женской красоты - очень в духе времени Климта, ибо женщину тогда только так и воспринимали, как роковую famme fatale.
Эмилия Флеге если и была возлюбленной Климта, то совсем недолго, но навсегда осталась в его жизни, став для него, с одной стороны, молельным образом, семьей, ибо именно она после смерти матери художника заменила ему ее, с другой - пожизненной кабалой, избавиться от которой Климту так и не удалось. Именно ее имя художник произнес за несколько мгновений до своей кончины.