Справа от трассы, ведущей из Геленджика в Новороссийск, у подножия Маркотхского хребта, расположилось село Марьина Роща. За последние годы Геленджик так разросся, что въезд в село теперь находится напротив нового городского микрорайона и если бы не указатель, то не всякий поймёт, что выехал из города и попал в село.
Все кто отдыхал в Геленджике, наверняка посещал "Конный театр", находящийся на окраине села и винодельческую усадьбу "Марьина роща". С этой площадки открывается великолепный вид на горы и долины.
Здесь же, на маленьком рыночке, круглый год продаются винные бочки, а во время курортного сезона его прилавки привлекают туристов разнообразными овощами, фруктами и ягодами выращенными в этой местности.
Современные развлекательные комплексы затмевают собой скромное поселение, стоящее рядом, которое само по себе является достопримечательностью, ведь его история полна интересных легенд, некоторые из которых придуманы в 19-ом веке.
История развития местности вокруг Геленджикского укрепления началась после окончания Кавказской войны и отъезда воинственных горцев в Турцию, когда в Черноморской губернии было решено основать переселенческие участки для крестьян. Одним из таких участков стала "Марьина Роща" - холмистая долина с небольшими рощами, ограниченная с двух сторон руслами реки Яшамба и ручьём Хожуко-Хабль.
Протянулась она с южного склона Маркотхского хребта до места слияния реки и её притока. Первые домики села были построены ближе к истоку ручья, на месте старого родового аула Хожуковых.
Самые удобные земли на равнине около берега моря, вопреки указу, были преданы состоятельным людям под дачи.
О происхождении названия местности "Марьина Роща", местные жители и экскурсоводы рассказывают легенду про смелого прапорщика из Кабардинского полка, без имени, но с очень знатной фамилией Кузьмин-Караваев и его жене Марии, которая заменила в бою погибшего мужа и тоже была убита. Похоронили их якобы в роще. Но никто не может указать где находится эта роща и объяснить - почему православных людей дворянского происхождения похоронили не на родине, а как вероотступников или самоубийц, в лесу полным диких зверей, и почему в списке дворян Кузьминых-Караваевых нет умерших с 1834 по 1839 годы, когда Кабардинский полк находился в этой местности.
Наиболее вероятное происхождение топонима это некая схожесть местности со знаменитой московской Марьиной рощей тех времён, которая в начале 19-го века была популярным дачным местом. Усиливает сходство со столичной Марьиной рощей и большое количество захоронений, многие из которых были уничтожены при осваивании территории под сельскохозяйственные нужды.
Ещё одна легенда села связаны с четырёхствольным дубом, который сейчас находится на центральной улице. Рассказывают, что однажды на жителей села напали враги. Старики, женщины и дети скрылись в ущелье, а мужчины приняли неравный бой. Дольше всех оборонялись четыре брата, ставшие друг к другу спиной и до последнего дыхания отражавшие удары неприятеля. Через некоторое время на месте их гибели вырос удивительный дуб.
Эту старинную адыгскую легенду местные жители преподносят как быль о жителях Марьиной Рощи. Хотя всем известно, что в конце 19-го века, когда появилось селение, никаких боевых действий в Черноморской губернии не было и быть не могло. Да и дубу, судя по размеру и архивным фотографиям 1930-х годов, гораздо больше 120-ти лет.
В Советское послевоенное время Марьина Роща была известна многим гражданам, поскольку здесь построили филиал историко-краеведческого музея под открытым небом, где туристам демонстрировали землянки в которых якобы работали командующий 18-ой армии Леселидзе К.Н. и начальник политотдела 18-ой армии Леонид Ильич Брежнева.
Сейчас вам никто и не покажет места где стояли землянки, поскольку вырыты они были для привлечения туристов в 70-е годы. После прихода новой власти музей стал неактуален и ликвидирован. А из воспоминаний Генсека известно, что во время войны молодой офицер размещал свой штаб в хате, стоящей на одной из улиц Марьиной Рощи, хозяйкой которого была Анна Касьяновна Сахно.
Я думаю, что жителям села Марьина Роща не надо пересказывать "липовые" легенды. Им итак есть чем гордиться - их предки более ста лет трудились на этой земле и создали прекрасные сады, бахчи, построили крепкие дома, заложили крепкий фундамент Российского виноградарства и виноделия.
Маленькое село, благодаря аккуратности местных жителей, выглядит привлекательно и ухожено. Здесь проведены все необходимые инженерные коммуникации.
Социальная инфраструктура, построенная в 60-е и 70-е годы прошлого века богатым винсовхозом "Геленджик", ничем не уступает городской. Детский сад, общеобразовательная школа, фельдшерско-акушерский пункт, аптека, Дом культуры, библиотека, магазины обеспечивают все потребности местных жителей.
Для любителей развлечься работает кантри-клуб с баней, где можно попариться, поиграть в бильярд, попеть в караоке с друзьями или с семьёй.
Дороги на старых улицах села асфальтированы, на новых нарезках, где дома растут быстрее, чем благоустройство - проезжая часть пока отсыпана гравием.
В центр Геленджика, Новороссийск, Краснодар легко уехать на многочисленном маршрутном транспорте проходящем мимо села по трассе "Дон".
Возможно жители Марьиной Рощи и не сочиняли многочисленные легенды, а просто по наивности пересказывают услышанное от экскурсоводов, которые возят туристов по их поселению, не понимая, что история села и его жителей не менее интересна, ведь Марьина Роща существует более 120 лет. Если бы селяне почитали краевые архивы, книги историков прошлых веков, поспрашивали своих бабушек и дедушек, поискали альбомы с семейными фотографиями, то открыли бы для себя немало удивительного.
Я рада, что Госдума приняла закон, обязывающий экскурсоводов и гидов-переводчиков проходить каждые 5 лет аттестацию в комиссиях собранных из специалистов региона. Причём экскурсовод теперь сможет работать только в том регионе где был аттестован.
Надеюсь это положит конец распространению небылиц о прошлом Кубани и дорогие наши гости узнают настоящую историю многочисленных народов, воинов, тружеников, деятелей искусств, талантливых людей которыми так богат наш многоконфессиональный край.