Небо, сколько коварства в тебе!
Сколько злобы в твоей синеве!
Ты от крови давно б стало алым,
Но ты кровь возвращаешь земле.
У всех нас в детстве были кумиры – люди, которыми восхищались, с которых брали пример, которым подражали. Для одних это были артисты эстрады или киногерои, для других – герои «гражданки» или Великой отечественной. Третьи могли завидовать даже соседу.
Я же сегодня хочу рассказать о том, на кого до сих пор стараюсь держать равнение сам: Владимир Николаевич Карват.
После школы поступил в Армавирское ВВАУЛ, на последнем курсе женился, служить по распределению убыл в Хабаровский край, где осваивал МиГ-23. За 13 лет прошёл путь от летчика до заместителя командира полка по летной подготовке. Пошёл бы и дальше, кто знает? Но случилась контрреволюция, страна в которой он жил исчезла, а Родина, которую он защищал, была теперь за много тысяч километров.
В 1994г. Володя бросил всё и вернулся на родину. Родина кадрами в трудное время не разбрасывалась, а потому дала назначение в город Барановичи: опытному летчику предстояло стать начальником воздушно-огневой и тактической подготовки на 61-й истребительной авиабазе.
«Вовка был летчик от Бога. Хороший, душевный человек, всегда уравновешенный, вдумчивый и рассудительный, терпеливый и настойчивый. Он никогда не повышал голос. И если мы в горячке начинали спорить о том, как построить маневр полета, нас приводил в чувство его спокойный голос: ребята, не надо напрягаться – любой воздушный бой можно рассчитать обычными математическими формулами. И Карват всегда оказывался прав...», – рассказывал заместитель командира авиабазы по идеологической работе, военный летчик первого класса подполковник Владимир Рябухин.
В 1984‑1991 гг. 61-й истребительный авиаполк имел смешанный состав: на вооружении одной его эскадрильи стояли МиГ-25П и МиГ-25ПДС, а двух других – МиГ23МЛД. Однако с 1991 г. полк начал получать новую технику – истребители 4-го поколения Су-27. На них переобучались пилоты МиГ-23.
Как настоящий лидер и ас, Карват не отсиживался в кабинете, а личным примером помогал подчиненным совершенствовать мастерство пилотирования. 23 мая 1996 г. были запланированы ночные тренировочные полеты, и Владимир, как обычно, отправился на работу поздним вечером. Вернуться он должен был через пару часов – но дома его так и не дождались.
«- Когда мы туда приехали, крылья лежали в одной стороне, носовая часть с кабиной - в канаве. И он… сидит в кабине. Как живой.»
Программа тренировочного полета включала отработку тактических приемов воздушного боя на малых высотах в сложных метеоусловиях ночью. Взлет с барановичского аэродрома самолет Карвата с бортовым номером 29 произвел в 22:44. На восьмой минуте полета, находясь на высоте 900 м при скорости в 540 км/ч сработала система встроенного контроля, выдав на табло предупреждение о падении давления в первой гидросистеме. Летчик немедленно связался с землей и получил приказ прервать задание и возвращаться.
Через 29 секунд сообщение об отказе в первой гидросистеме неожиданно исчезло, но через несколько секунд появились сообщения о других отказах. На высоте 600 метров при скорости 440 км/ч отказала система управления. Лётчик связался с землёй и получил команду покинуть самолёт, однако Владимир видел, что по курсу падения находятся жилые постройки, и не катапультировался, до последнего пытаясь отвести самолёт в сторону. В 22:54, через 14 секунд после доклада об отказе системы управления, самолёт плашмя упал на землю с вертикальной скоростью около 30 м/с и малой поступательной скоростью вблизи деревни Малое Гатище. Свидетелями катастрофы стали многие местные жители, которые поспешили к горящим обломкам самолёта на помощь лётчику; через 20 минут прибыли пожарные из посёлка Городище. Удалось сбить пламя, не допустив возгорания кабины, однако лётчик погиб при падении самолёта. На момент гибели Владимиру было 37 лет.
Причиной катастрофы стал пожар в отсеке левого хвостового обтекателя, который до этого происшествия считался пожаробезопасным, и, соответственно, не был снабжён датчиками предупреждения о возгорании. Из-за возникшей в гидросистеме течи пары рабочей жидкости вошли в контакт с горячим трубопроводом отбора воздуха из седьмой ступени компрессора двигателя, что привело к их возгоранию; огонь вначале повредил провода системы сигнализации, а затем и системы электродистанционного управления, что привело к полной потере управляемости. После катастрофы на заводе-изготовителе Су-27 были выполнены доработки конструкции, которые увеличили надежность системы дистанционного управления истребителя в случае возникновения пожара. Изменения внесли во все ранее выпущенные машины.
«Профессия военного летчика подразумевает серьезный риск и самопожертвование. В принципе, морально летчик всегда готов ценой своей жизни выполнить боевое задание, - говорит руководитель полетов Александр Мурычин. - Мы тогда погоревали, проверили все самолеты этого типа на неполадки - и служба пошла своим чередом. А память осталась…»
К моменту, когда со страшной новостью к супруге летчика Нине Карват приехали офицеры, по военному городку уже разлетелись слухи. «Кто разбился?» - «Хорват какой-то, говорят…»
Нине Карват тяжело вспоминать о любимом муже и об этой трагедии. Вдова редко участвует в памятных мероприятиях, живет скромно и одиноко. Многолетняя боль серьезно подточила здоровье женщины, но выглядит она хорошо - стройная, с красивыми волосами и доброй улыбкой.
«Только внучки меня и радуют, очень хорошенькие растут… А так я здесь одна в большой квартире. Видите, тут поломалось, там открутилось - видно, что мужчины нет в доме, - вздыхает Нина Карват и плачет. - Это такая потеря для семьи. Такая потеря… Дети очень переживали. Сыну тогда 7 было, дочери - 13. Сын говорил: «Мама, как такое может быть, что папы нет?» А Володя так за них боялся всегда…»
О том, как семья жила после трагедии, вдова рассказывать не хочет. Мол, чем помогли, за то и спасибо. Но, похоже, чувствует себя забытой и заброшенной. Говорит, помогают только местные власти: «Хотелось бы, чтобы Минобороны помнило о тех, кто потерял члена семьи, погибшего при исполнении служебных обязанностей».
Смахивая слезы, женщина улыбается, глядя на фотографии Владимира.
«- Это был настоящий мужчина, таких больше нет. И очень, очень красивый.»
За проявленные им мужество и героизм указом президента Беларуси от 21 ноября 1996 г. №484 подполковнику Владимиру Карвату присвоено звание «Герой Беларуси» (посмертно). Он стал первым, кто удостоился этого звания в новой независимой республике. В его честь в Беларуси названы улицы в Минске и Бресте, а также его родная школа №8, где организован школьный музей. Его же именем назван музей барановичской авиабазы и сквер на территории города.
Жители спасенных летчиком деревень, желая увековечить память героя, поставили ему памятник: в самом центре Арабовщины установлен фрагмент самолета, врезающегося в землю. В каждую знаковую дату у монумента собирается местное население, представители власти, служащие авиабазы, на которой служил Карват, чтобы почтить память отважного пилота.
Автор - Николай Горох