Найти тему
Катехизис и Катарсис

Лётчик, спасший белорусскую деревню ценой своей жизни в 1996 году

Небо, сколько коварства в тебе!

Сколько злобы в твоей синеве!

Ты от крови давно б стало алым,

Но ты кровь возвращаешь земле.

У всех нас в детстве были кумиры – люди, которыми восхищались, с которых брали пример, которым подражали. Для одних это были артисты эстрады или киногерои, для других – герои «гражданки» или Великой отечественной. Третьи могли завидовать даже соседу.

Я же сегодня хочу рассказать о том, на кого до сих пор стараюсь держать равнение сам: Владимир Николаевич Карват.

Владимир Николаевич – мой земляк. Родился в Бресте, в 1958 году, в семье железнодорожников, рано потерял отца. Жил на «Граевке», учился в школе номер 8, хорошо играл в футбол.
Владимир Николаевич – мой земляк. Родился в Бресте, в 1958 году, в семье железнодорожников, рано потерял отца. Жил на «Граевке», учился в школе номер 8, хорошо играл в футбол.

-2

После школы поступил в Армавирское ВВАУЛ, на последнем курсе женился, служить по распределению убыл в Хабаровский край, где осваивал МиГ-23. За 13 лет прошёл путь от летчика до заместителя командира полка по летной подготовке. Пошёл бы и дальше, кто знает? Но случилась контрреволюция, страна в которой он жил исчезла, а Родина, которую он защищал, была теперь за много тысяч километров.

-3

В 1994г. Володя бросил всё и вернулся на родину. Родина кадрами в трудное время не разбрасывалась, а потому дала назначение в город Барановичи: опытному летчику предстояло стать начальником воздушно-огневой и тактической подготовки на 61-й истребительной авиабазе.

«Вовка был летчик от Бога. Хороший, душевный человек, всегда уравновешенный, вдумчивый и рассудительный, терпеливый и настойчивый. Он никогда не повышал голос. И если мы в горячке начинали спорить о том, как построить маневр полета, нас приводил в чувство его спокойный голос: ребята, не надо напрягаться – любой воздушный бой можно рассчитать обычными математическими формулами. И Карват всегда оказывался прав...», – рассказывал заместитель командира авиабазы по идеологической работе, военный летчик первого класса подполковник Владимир Рябухин.

-4

В 1984‑1991 гг. 61-й истребительный авиаполк имел смешанный состав: на вооружении одной его эскадрильи стояли МиГ-25П и МиГ-25ПДС, а двух других – МиГ23МЛД. Однако с 1991 г. полк начал получать новую технику – истребители 4-го поколения Су-27. На них переобучались пилоты МиГ-23.

Как настоящий лидер и ас, Карват не отсиживался в кабинете, а личным примером помогал подчиненным совершенствовать мастерство пилотирования. 23 мая 1996 г. были запланированы ночные тренировочные полеты, и Владимир, как обычно, отправился на работу поздним вечером. Вернуться он должен был через пару часов – но дома его так и не дождались.

«- Когда мы туда приехали, крылья лежали в одной стороне, носовая часть с кабиной - в канаве. И он… сидит в кабине. Как живой.»

Программа тренировочного полета включала отработку тактических приемов воздушного боя на малых высотах в сложных метеоусловиях ночью. Взлет с барановичского аэродрома самолет Карвата с бортовым номером 29 произвел в 22:44. На восьмой минуте полета, находясь на высоте 900 м при скорости в 540 км/ч сработала система встроенного контроля, выдав на табло предупреждение о падении давления в первой гидросистеме. Летчик немедленно связался с землей и получил приказ прервать задание и возвращаться.

Через 29 секунд сообщение об отказе в первой гидросистеме неожиданно исчезло, но через несколько секунд появились сообщения о других отказах. На высоте 600 метров при скорости 440 км/ч отказала система управления. Лётчик связался с землёй и получил команду покинуть самолёт, однако Владимир видел, что по курсу падения находятся жилые постройки, и не катапультировался, до последнего пытаясь отвести самолёт в сторону. В 22:54, через 14 секунд после доклада об отказе системы управления, самолёт плашмя упал на землю с вертикальной скоростью около 30 м/с и малой поступательной скоростью вблизи деревни Малое Гатище. Свидетелями катастрофы стали многие местные жители, которые поспешили к горящим обломкам самолёта на помощь лётчику; через 20 минут прибыли пожарные из посёлка Городище. Удалось сбить пламя, не допустив возгорания кабины, однако лётчик погиб при падении самолёта. На момент гибели Владимиру было 37 лет.

  27-ю «сушку» называли одной из самых надежных машин в мире, однако на этот раз истребитель подвел пилота.
27-ю «сушку» называли одной из самых надежных машин в мире, однако на этот раз истребитель подвел пилота.

Причиной катастрофы стал пожар в отсеке левого хвостового обтекателя, который до этого происшествия считался пожаробезопасным, и, соответственно, не был снабжён датчиками предупреждения о возгорании. Из-за возникшей в гидросистеме течи пары рабочей жидкости вошли в контакт с горячим трубопроводом отбора воздуха из седьмой ступени компрессора двигателя, что привело к их возгоранию; огонь вначале повредил провода системы сигнализации, а затем и системы электродистанционного управления, что привело к полной потере управляемости. После катастрофы на заводе-изготовителе Су-27 были выполнены доработки конструкции, которые увеличили надежность системы дистанционного управления истребителя в случае возникновения пожара. Изменения внесли во все ранее выпущенные машины.

«Профессия военного летчика подразумевает серьезный риск и самопожертвование. В принципе, морально летчик всегда готов ценой своей жизни выполнить боевое задание, - говорит руководитель полетов Александр Мурычин. - Мы тогда погоревали, проверили все самолеты этого типа на неполадки - и служба пошла своим чередом. А память осталась…»

К моменту, когда со страшной новостью к супруге летчика Нине Карват приехали офицеры, по военному городку уже разлетелись слухи. «Кто разбился?» - «Хорват какой-то, говорят…»

Нине Карват тяжело вспоминать о любимом муже и об этой трагедии. Вдова редко участвует в памятных мероприятиях, живет скромно и одиноко. Многолетняя боль серьезно подточила здоровье женщины, но выглядит она хорошо - стройная, с красивыми волосами и доброй улыбкой.

«Только внучки меня и радуют, очень хорошенькие растут… А так я здесь одна в большой квартире. Видите, тут поломалось, там открутилось - видно, что мужчины нет в доме, - вздыхает Нина Карват и плачет. - Это такая потеря для семьи. Такая потеря… Дети очень переживали. Сыну тогда 7 было, дочери - 13. Сын говорил: «Мама, как такое может быть, что папы нет?» А Володя так за них боялся всегда…»

О том, как семья жила после трагедии, вдова рассказывать не хочет. Мол, чем помогли, за то и спасибо. Но, похоже, чувствует себя забытой и заброшенной. Говорит, помогают только местные власти: «Хотелось бы, чтобы Минобороны помнило о тех, кто потерял члена семьи, погибшего при исполнении служебных обязанностей».

Смахивая слезы, женщина улыбается, глядя на фотографии Владимира.

«- Это был настоящий мужчина, таких больше нет. И очень, очень красивый.»

-6

За проявленные им мужество и героизм указом президента Беларуси от 21 ноября 1996 г. №484 подполковнику Владимиру Карвату присвоено звание «Герой Беларуси» (посмертно). Он стал первым, кто удостоился этого звания в новой независимой республике. В его честь в Беларуси названы улицы в Минске и Бресте, а также его родная школа №8, где организован школьный музей. Его же именем назван музей барановичской авиабазы и сквер на территории города.

Жители спасенных летчиком деревень, желая увековечить память героя, поставили ему памятник: в самом центре Арабовщины установлен фрагмент самолета, врезающегося в землю. В каждую знаковую дату у монумента собирается местное население, представители власти, служащие авиабазы, на которой служил Карват, чтобы почтить память отважного пилота.

-8

Автор - Николай Горох