Найти тему
Петр Власов

Советские бомбардировщики и авиаразведчики Халхин-Гола

Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Авиационную разведку в советской авиации вели одномоторные бипланы Р-5, они же использовались и как легкие фронтовые бомбардировщики; их разновидность Р-5Ш была приспособлена для штурмовок войск противника с малых высот. Бомбежками вражеских тыловых объектов в основном занимались средние двухмоторные бомбардировщики СБ-2. Так же на Халхин-Голе действовало некоторое количество тяжелых дальних бомбардировщиков ТБ-3. Однако их использование в боях было относительно минимальным: в основном огромные ТБ-3 исполняли роль воздушного транспорта и санитарных самолетов. Лишь на заключительном этапе эскадрилью ТБ-3 привлекли к ночным бомбежкам противника.

Многоцелевой биплан Р-5
Многоцелевой биплан Р-5

Аэроплан Р-5 конструктора Н.Н. Поликарпова был двухместным легким многоцелевым самолетом, который широко использовался и в гражданской, и в морской, и в военной авиациях. Военные обычно применяли Р-5 как разведчик и легкий бомбардировщик; для штурмовых атак с малых высот на пехоту противника часть этих самолетов оснащалась усиленным стрелковым вооружением (версия Р-5Ш).

Р-5 представлял собой простой, дешевый и технологичный цельнодеревянный одномоторный биплан с фанерно-полотняной обшивкой. Созданный еще в 1928 году, этот биплан, благодаря простоте конструкции и доступности материалов для его массового производства, в первой половине 30-х годов стал самым широко распространенным в СССР самолетом. Простой и легкий в управлении, он имел хорошие пилотажные характеристики и был способен взлетать даже с маленьких, плохо оборудованных аэродромов. В 1930 г. на международном конкурсе в Тегеране Р-5 успешно конкурировал с английскими, французскими и голландскими машинами того же класса, и был признан лучшим воздушным разведчиком. Этот успех сделал его первым советским самолетом, поставлявшимся на экспорт в другие страны. Р-5 находился в производстве до 1937 года; за это время было построено (по разным данным) от 6.000 до 7.000 экземпляров в различных вариантах (от военных разведчиков и штурмовиков до пассажирских, арктических самолетов, морских торпедоносцев и гидросамолетов).

Для рубежа 20 - 30-х годов Р-5 обладал хорошими техническими характеристиками. Двигатель М-17Б мощностью 680 л.с. позволял Р-5 при взлетном весе 2.955 кг разгоняться до 228 км/ч, а более тяжелому и менее обтекаемому из-за дополнительных пулеметов Р-5Ш (взлетная масса 3.230 кг) – до 202 км/ч. На высоту 3.000 м Р-5 поднимался за 7 минут, а Р-5Ш – за 9. Дальность полета обеих версий была одинаковой – 800 км; а вот «потолок» различался: Р-5 мог подняться на 6.400 м, а более тяжелый Р-5Ш – только на 4.440 м (но ему, предназначенному для атак «на бреющем», больше и не требовалось). Вооружение Р-5 состояло из 1х7,62-мм жестко закрепленного курсового пулемета ПВ-1 (его спуск – на штурвале пилота) и 2х7,62-мм подвижных (спаренных) пулеметов ДА на турели в задней кабине. Штурмовой вариант Р-5Ш кроме того нес еще две «спарки» 7,62-мм пулеметов ПВ-1 на нижних крыльях, что увеличило общее количество стрелкового вооружения до 7-ми «стволов» (из них 5 стреляли по курсу вперед). Бомбовая нагрузка: 2 подфюзеляжных и 8 подкрыльевых бомбодержателей позволяли поднять до 400 кг бомб (Р-5Ш – до 500 кг).

Средний скоростной бомбардировщик СБ-2
Средний скоростной бомбардировщик СБ-2

Основной ударной силой советских ВВС на Халхин-Голе был бомбардировщик СБ-2. Средний двухмоторный трехместный скоростной бомбардировщик СБ-2, разработанный А.Н. Туполевым в 1934 году, после многочисленных доработок конструкции выпускался серийно с весны 1936 года. Самолет представлял собой цельнометаллический моноплан с убирающимся шасси и внутренним бомбоотсеком. На момент его появления СБ-2 превосходил по скорости и «потолку» не только все иностранные бомбардировщики тех же лет постройки, но и многие типы истребителей. Поэтому нет ничего удивительного в том, что СБ стал первым советским самолетом, лицензионное производство которого было налажено за рубежом (Чехословакия по лицензии выпустила 110 таких самолетов под наименованием В.71).

К моменту начала Номонганского инцидента основную массу имевшихся на вооружении РККА «эсбэшек» составляла версия СБ-2 с моторами М-100А. Мощность каждого - 860 л.с. Эти машины при взлетной массе 5.732 кг достигали скорости 423 км/ч (на высоте 4.000 м; в некоторых изданиях даются цифры 450 км/ч на 4.500 м). Высоту 5.000 м СБ-2 набирали за 8,6 мин.; их «потолок» составлял 9.560 м, а дальность полета 1.500 км (с бомбовой нагрузкой 1.200 км). Стрелковое вооружение – 4х7,62-мм скорострельных пулемета ШКАС. «Спарка» в носу (боекомплект по 860 патронов на ствол) использовалась бомбардиром; в распоряжении одного заднего стрелка были два пулемета ШКАС: верхний турельный (1000 патронов) и нижний турельный (500 патронов). Бомбовая нагрузка СБ-2 с моторами М-100А составляла 600 кг.

Бомбардировщики СБ-2 приняли боевое «крещение» в Испании в октябре 1936 года (туда отправили 62 самолета). До появления в испанском небе первых новейших немецких Мессершмиттов Bf .109 СБ-2 действовали там фактически безнаказанно – за этими скоростными бомбардировщиками не мог угнаться ни один имевшийся у франкистов истребитель. Однако, хотя эти машины хорошо проявили себя в Испании, к 1939 году во многих странах появились новые скоростные истребители, оторваться от которых за счет скорости у СБ уже не получалось. Х алхингольские бои показали, что век СБ-2 неизбежно подходит к концу – он перестает быть «скоростным бомбардировщиком»; а довольно слабое оборонительное вооружение, которое раньше СБ почти не требовалось, теперь, когда бомбардировщик стали нагонять вражеские истребители, оказалось неважной защитой в бою. В схватках с японскими Ki -27 «эсбэшки» начали нести серьезные потери, и их пилотам пришлось повышать рабочий потолок бомбардировщиков, а так же требовать сопровождения сильным истребительным эскортом.

-4

Созданный в 1931 году конструкторским бюро А.Н. Туполева тяжелый бомбардировщик ТБ-3 представлял собой четырехмоторный цельнометаллический моноплан с неубирающимся шасси и открытыми кабинами. Экипаж самолетов разных модификаций составлял от 6 до 8 человек. К моменту начала халхин-гольских событий серийное производство ТБ-3, начатое в 1932, было уже завершено (выпуск прекращен в 1938 г.). Всего было построено 819 таких самолетов в пяти модификациях с разными моторами. Наиболее многочисленными были версии ТБ-3 с моторами М-17 (430 экземпляров) и ТБ-3Р с моторами М-34Р (173 экземпляра). Обе эти версии участвовали в боях на Халхин-Голе. Моторы весившего на взлете 17.200 кг ТБ-3 М-17 имели мощность по 715 л.с., они разгоняли самолет до 177 км/ч (на высоте 3.000 м). Двигатели М-34Р более тяжелого (18.600 кг) ТБ-3Р имели по 830 «лошадей», и на той же высоте «выжимали» 211 км/ч. Такая мощность увеличила «потолок» машины с 3.800 (М-17) до 4.500 метров (М-34Р). К тому же это буквально кардинально изменило скороподъемность бомбардировщика (ТБ-3 М-17 «вскарабкивался» на 3.000 м целых 43,4 минуты, в то время как ТБ-3Р взбирался на ту же высоту за 17,6 минут). Вооружение ТБ-3 М-17 состояло из 7,62-мм пулеметов ДА: 1 в носовой кабине стрелял вперед, 2 (расположенных диагонально) в кабине за крыльями – назад и в стороны, еще 2 «ствола» размещались в подкрыльевых выдвижных гондолах. Вооружение ТБ-3Р заметно отличалось от предыдущей модификации. Вместо одиночных пулеметов все установки получили «спарки» 7,62-мм ДА. Теперь вперед стреляли 2 пулемета; вдвое увеличился и залп диагональных установок в кабине за крылом. А вот от неудачных подкрыльевых выдвижных гондол избавились; вместо них установили «спарку» ДА в хвостовой оконечности. Благодаря такому размещению эта установка получила очень широкую и практически ничем не ограниченную зону обстрела всей задней полусферы. Бомбовая нагрузка всех модификаций ТБ-3 составляла 2.000 кг; однако в перегруз (за счет уменьшения запаса топлива и сокращения дальности полета) самолет мог поднимать до 5 тонн бомб.

-5

В Номонганском конфликте советская сторона использовала две эскадрильи тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков ТБ-3 из состава 4-го ТБАП, и отдельную 19-ю транспортно-десантную эскадрилью ТБ-3 (по ходу событий увеличившую свой состав с 11 до 23 самолетов). Однако поначалу и боевые эскадрильи ТБ так же выполняли транспортные функции – из-за отсутствия в этом районе железных дорог огромные машины занимались перевозкой к линии фронта людей, оружия, боеприпасов, амуниции и медикаментов. Обратно везли раненых — по 15-20 человек на самолет. Во всех случаях грузы и люди были благополучно доставлены по назначению – ТБ-3 на Халхин-Голе потерь практически не имели (только один самолет был списан из-за повреждений при аварии). В последней декаде августа, когда советско-монгольские войска начали готовиться к наступлению, ТБ-3 приступили к ночным боевым вылетам на бомбежку, сбрасывая за ночь на японцев по 25 тонн бомб. За все время бомбежек японская зенитная артиллерия, несмотря на свой интенсивный огонь, добилась всего одного попадания в ТБ (тем не менее, поврежденный самолет отбомбился по цели и на трех моторах благополучно вернулся на базу). Эффективность ночных бомбежек с ТБ-3 командование расценивало по-разному. С одной стороны, фактически неприцельное бомбометание в темноте «чуть ли не наугад» нанесло противнику совершенно незначительный материальный ущерб. С другой стороны ночные налеты ТБ постоянно беспокоили врага, изматывали его войска, не давая им спать. А это сказалось на моральном состоянии противника, и способствовало успешности наступления советских войск. Всего за время участия в Номонганском конфликте ТБ-3 совершили около 500 транспортных самолетовылетов, и 160 самолетовылетов на ночные бомбежки.

-6

Японская авиация Халхин-Гола

Советские истребители Халхин-Гола

Воздушные бои над Халхин-Голом

"Крылатые самураи" Халхин-Гола

"Сталинские соколы" Халхин-Гола

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить следующие статьи…