Работала учителем в прошлом веке и продолжаю учить детей в веке нынешнем. Постоянно сравниваю, как мы работали тогда и сейчас. От многого не смогла отказаться, использую в своей работе.
В советское время дети учились по единой программе и единым учебникам. Программа была от простого к сложному и не "галопом по Европам", а материал прорабатывался основательно, изучался без спешки.
Много заданий было на внимательность, сообразительность и логику. К примеру, брали картину или рисунок и по ней задавали вопросы.
Конечно же, ответить на них было непросто, вопросы задавались по пройденным темам природоведения, чтения и развития речи.
Но главное, это внимательность. Ведь каждая деталь на картине могла подтолкнуть к ответу на вопрос. Итак, давайте перенесёмся в то далёкое время и представим себя второклассником из 60-70 годов. Итак, поехали!
Посмотрите на рисунок и постарайтесь ответить на вопросы:
- Вверх или вниз по течению реки плывёт пароход?
- Назовите время года, изображённое на рисунке?
- Глубоко или мелко в этом месте?
- Как далеко находится пристань?
- На каком берегу реки находится пристань?
- Какое время дня изобразил на рисунке художник?
Прежде, чем дать детям подсказку или задать наводящий вопрос, прошу внимательно рассмотреть рисунок, обсудить в паре или группе и подумать некоторое время. Торопиться здесь нельзя.
Ответы на вопросы головоломки:
1. Надо обратить внимание на треугольники, на которых установлены бакены. Они всегда направлены против течения. Так куда же плывёт судно? (вверх по реке)
2. Посмотрите на птиц. Как они летят? Какие это птицы? Когда бывает перелёт птиц стаей? Посмотрите на кроны деревьев и попробуйте найти юг. Куда летят птицы? Значит какое время года? (осень)
3. Что и для чего делает матрос с шестом? Значит какова глубина реки? (там мелко)
4. Обратите внимание на группу пассажиров. Что у них в руках и куда они собрались? Значит, где пристань? (близко)
5. Встаньте мысленно, повернувшись лицом по течению. Если пароход причаливает к берегу, то пассажиры собрались выходить туда, откуда вы смотрите на рисунок. Так где же тогда находится пристань? (на правом берегу)
6. Куда и когда гонят пастухи стадо? Значит, какое время дня изображено? (конец дня)
Вот такая головоломка из советских времён. Можно её давать современным детям? Считаю, что нужно. Во время анализа и поиска решения про историю страны можно поговорить, вспомнить и закрепить многие вопросы по окружающему миру, а ещё поработать над развитием речи детей и пополнением словарного запаса.
Такие задания можно дать детям дома и научить их рассуждать, выстраивая логическую цепочку. А я со своими ребятишками решаю такие загадки во время кружковой работы.
Спасибо, что были с нами на уроке, путешествуя на машине времени. Надеюсь, что вы ответили на все вопросы. До новых встреч на канале.
#загадки #головоломки #ученики #СССР
Сколько платят учителям за проверку тетрадей