До открытия военных действий наши сухопутные силы расположены были главным образом в районе Владивостока и на Квантуне, занимая отдельными частями некоторые ближайшие к этим районам пункты. Порт-Артур и Владивосток соединяются железной дорогой Порт-Артур-Мукден-Харбин- Владивосток, которая дает возможность перебрасывать силы с одного конечного района на другой.
Этот участок железной дороги, равно как и отходящий на запад, на соединении с Сибирской железной дорогой, охраняются сильным отрядом пограничной стражи. Оба участка железной дороги имеют крайне важное значение: первый способствует той или другой группировке войск, второй — представляет собой жизненную артерию маньчжурской армии.
Если принять за фронт нашего общего расположения линию Порт-Артур-Владивосток, то в центре её будет находиться корейская граница, огражденная горами, лесами и рекою Ялу, только в нижнем течение которой пролегают более или менее торговые пути, годные для движения войсковых масс.
Что касается Японии, то островное её положение обеспечивает от вторжения сухопутной армии, а острова её, расположенные широким фронтом против нашего Уссурийского края, на севере и против Кореи, на юге, представляют очень хорошую базу для предприятия десантной операции против нас.
Японцы давно, готовились к войне. Под разными предлогами несколько тысяч запасных нижних чинов сосредоточены были в важнейших портах Кореи и вдоль линии Фузано-Сеульской железной дороги. Туда же в Корею перевозились под видом вещей мирного назначения легкие орудия и ружья, а также и патроны. Пунктом высадки японских войск служили следующие порты Кореи; Фузан, Мозампо, Гензан и Чемульпо. Два первые пункта удобны по своему близкому сравнительно расстоянию от Японии и потому, что лежат на железной дороге, ведущей в Сеул; Гензан представляет выгоды в том отношении, что высадившиеся там войска могут быстро занять позиции, пресекающие нам доступ в южную часть Кореи; наконец, Чемульпо важен тем, что это порт, ближайший к столице и связан с ней железной дорогой.
После морского боя под Чемульпо, бывшего 27 Января,
здесь высажен был десант. В этот же день японский посланник при корейском дворе потребовал аудиенцию у императора и заявил ему, что отныне Корея должна находиться в теснейшем союзе с Японией. С этого дня правительственная власть в Корее фактически перешла в руки японцев. Заняв Сеул японцы обратили все свое внимание на скорейшую постройку железной дороги от Сеула до Пеньяна. С театра военных действий получено было несколько телеграмм, указывающих, что постройка этой железной дороги энергично ведется японскими саперами. Действительно железная дорога на Пеньян имеет большое значение для противника, так как стратегическое положение Гензана и Пеньяна указывает, что на линии этих двух пунктов произойдет развертывание японской армии, фланги которой будут опираться на берега Кореи и будут обеспечены действиями флота.
Японцам надо теперь примерно на линии Гензан-Пеньян соединить свои войска, высаженные в разных портах Кореи, надо успокоить Корею, где начинает возникать неудовольствие и где начинаются заговоры против японского режима. Между тем русские войска надвигаются с севера. 16 февраля казаки хорунжаго Ланшакова уже преследовали японские разъезды до стен Пеньяна. Очевидно, части передовой кавалерии нашей и противника вошли в соприкосновение. При таких условиях недели через 2-3 можно ожидать и более решительных действий.