Найти тему
Юрий Пашолок

Танк-разведчик от Citroën

Легкий кавалерийский танк-разведчик AMR Citroën P 103, официально именовавшийся бронемашиной

Французская кавалерия, как и кавалеристы в ряде других стран, отличались специфичностью подхода к вопросу механизации. Для начала, официально танков у них не имелось. Считалось, что у кавалерии танков быть не должно, да и поначалу им особо их не хотелось. Даже в 20-е годы французские танки отличались слишком низкой подвижностью, что приближало к нулю вероятность их использования кавалерийскими частями. В этом попросту не было никакого смысла, поскольку танки становились обузой. Совсем иначе обстояли дела с бронеавтомобилями. В 1925 году начались поставки полугусеничных бронемашин Citroën 10 HP P 4 T. В качестве базы послужил Citroën-Kégresse P 4, первая удачная модель совместной разработки Citroën и инженера Адольфа Кегресса. Еще будучи начальником Императорского Гаража в России, Кегресс разработал систему с гусеничной тележкой, имевшей резинотканевые гусеничные ленты. Система оказалась удачной, а после возвращения во Францию Кегресс нашел общий язык с Андре Ситроеном. В дальнейшем Citroën пошел на сотрудничество со Schneider, результатом стал полугусеничный бронеавтомобиль Schnedier P 16. Выпущенный внушительным тиражом в 96 экземпляров P 16 стал первым броневиком категории AMC (Automitrailleuse de Combat, боевой бронеавтомобиль).

Citroën P 28, первый официальный броневик категории AMR.
Citroën P 28, первый официальный броневик категории AMR.

4 июля 1930 года генерал Жан Флавиньи, командующий французской кавалерией, инициировал работы по моторизации. Помимо новых бронемашин категории AMC, предполагался и более легкий броневик. Поначалу речь шла о легком броневике-разведчике типа L, но позже концепция поменялась. Кавалерия захотела что-то вроде танкетки Carden-Loyd Mk.VI, впрочем, она все равно именовалась броневиком. Так совпало, как как раз в это время Citroën занимался полугусеничным транспортером для пехоты. Модель, имевшая индекс P 28, проигрывала конкурс, но в случае с броневиком-танкеткой Citroën очень быстро среагировала, к лету 1931 года создав бронемашину-разведчик. 15 октября 1931 года был заключен контракт на выпуск 50 таких броневиков-разведчиков, но в виду того, что в машине быстро разочаровались, контракт на выпуск Citroën P 28 переиграли. Серийные машины, существенно отличавшиеся от опытных образцов, изготавливались из конструкционной стали и использовались только для учебных целей. А полноценную победу одержала Renault с моделью Renault VM. В конце 1931 года появилась новая систематизация кавалерийских машин, тот самый двухместный разведчик стал именоваться как AMR (Automitrailleuse de Reconnaissance, разведывательная бронемашина). 8 марта 1933 года Renault VM приняли на вооружение французской кавалерии как AMR 33 VM. Их было построено 118 штук.

Citroën P 103 во дворе завода, начало 1935 года. Официально это броневик.
Citroën P 103 во дворе завода, начало 1935 года. Официально это броневик.

Успех AMR 33 VM оказался частичным. Дело в том, что еще весной 1933 года, в ходе испытания опытных образцов Renault VM, отмечались замечания по размещению силовой установки. В результате появился переработанный вариант машины, более известный как Renault ZT. При создании данной машины учитывался опыт разработки легкого танка Renault ZM, который как раз в это время разрабатывавшийся для французской пехоты. С него на Renault ZT перекочевал 4-цилиндровый мотор Renault 22 CV объёмом чуть меньше 5,9 литров и мощностью 82 лошадиных сил. Также с этого же танка была использована более совершенная подвеска. В апреле 1934 года Renault ZT вышел на испытания, а уже 5 мая 1934 года танк приняли на вооружение как AMR 35 ZT. Правда, далее танк стал постепенно набирать массу, и уже к концу 1934 года она составляла 6,5 тонн. Результатом стало снижение максимальной скорости с 64 до 55 км/ч, да и она могла развиваться недолгое время. На практике средняя скорость не превышала 40 км/ч, правда, и броневики шли примерно с той же скоростью. Не менее важным моментом стало то, что у Renault ZT образовались конкуренты. Первым был бронеавтомобиль AMR Gendron, который быстро ушел на переделку. Второй конкурент оказался опаснее. Им был AMR Citroën P 103, попытка Citroën расквитаться на неудачу с P 28.

Литая носовая часть корпуса была одной из особенностью машины.
Литая носовая часть корпуса была одной из особенностью машины.

В отличие от полугусеничного P 28, AMR Citroën P 103 стал чисто гусеничной боевой машиной. Неудача с P 28 убедила Citroën, что экспериментировать с данной схемой не стоит. А вот от резинотканевой гусеничной ленты отказываться никто не собирался. Больше того, Адольф Кегресс продолжил совершенствовать конструкцию резинотканевой ленты, которая превратилась в своеобразный слоёный пирог. Теперь вместо одного гребня их было три (центральный и два поменьше), а опорных катков стало по 4 штуки в "ширину". Сделано это оказалось для того, чтобы максимально снизить вероятность сброса гусеничной ленты. Подвеска вела родословную от P 28, но с рядом изменений. Число опорных катков выросло до 6 на борт, благодаря этому танк имел некоторое преимущество при езде по сложным грунтам перед Renault ZT. Особенно это касалось плавности хода.

Citroën осталась верной концепции шасси Кегресса, но уже в чисто гусеничном исполнении.
Citroën осталась верной концепции шасси Кегресса, но уже в чисто гусеничном исполнении.

Компоновочно P 103 был похож на своего визави. Для того, чтобы сократить габариты машины, силовую установку разместили в отделении управления. Мотор Citroën K вел свою родословную с той силовой установки, которая стояла на Citroën P 28, но объем вырос до 4 литров, в связи с чем мощность немного подросла. Впрочем, наибольший интерес вызывала не начинка машины, а конструкция ее корпуса. Она оказалась не менее любопытной, нежели ходовая часть. Дело в том, что с начала 30-х годов, с легкой руки Hotchkiss, началось массовое внедрение литых корпусов. Полностью литой корпус на Citroën делать не стали, поскольку у бортов и крыши всё же не те толщины. А вот носовая часть была сделана полностью литой. Получилась большая, сложная деталь, которая имела преимущество перед клепаной конструкцией Renault. Во-первых, она получилась толще, во-вторых, снижалась возможность получить вторичные осколки при попадании пуль. Толщина лба составила 20 мм. Очень интересно получился люк механика-водителя, который по направляющим сдвигался внутрь отделения управления.

Патент на трак, который использовался в ходовой части Citroën P 103.
Патент на трак, который использовался в ходовой части Citroën P 103.

С точки зрения боевого отделения P 103 оказался равноценен своему конкуренту. Дело в том, что от производителей требовалось шасси, а башню разрабатывали отдельно. На опытный образец, подготовленный к началу 1935 года, поставили башню Avis №1, в которую устанавливался пулемёт MAC Mle.1931 калибра 7,5 мм. Диаметр погона позволял поставить и что-то посерьёзнее. Речь шла о башне Avis №2, чуть более крупной. В нее ставился крупнокалиберный пулемёт Hotchkiss Mle. 1930.

Внутри отделения управления, оно же моторное отделение.
Внутри отделения управления, оно же моторное отделение.

Опытный образец AMR Citroën P 103 получил регистрационный номер 84374, в начале 1935 года он оказался на испытаниях в Винсене. По ходу испытаний танк получил доработанные гусеничные ленты, отличавшиеся новыми башмаками с шевронными грунтозацепами. Танк оказался меньше конкурента, а также существенно легче (5480 кг против 6500 кг), благодаря чему удалось компенсировать существенно меньшую мощность двигателя. Надо сказать, что французская кавалерия уже начала коситься на Renault с подозрением. Фирма нахватала заказов, при этом ограниченность по возможностям их исполнения выглядела всё более очевидной. Поэтому AMR Citroën P 103 стал считаться потенциальной альтернативой AMR 35 ZT. 24 апреля 1935 года Citroën уведомили о том, что их машина прошла испытания и утверждена в программе AMR. Но в ответ было молчание.

В ходе испытаний на машину поставили улучшенные гусеничные ленты.
В ходе испытаний на машину поставили улучшенные гусеничные ленты.

Как выяснилось чуть позже, к лету 1935 года на Citroën сложилась поистине дикая ситуация. Дело в том, что за год до того компанию приобрел Michelin. Андре Ситроена подвела любовь к азартным играм, отчасти военную программу его фирмы можно считать таковой. Новый владелец решил полностью избавиться от военных заказов. Таким образом Citroën P 107, новый артиллерийский тягач, стал UNIC P 107, производство купила другая фирма. А P 103 подхватывать оказалось попросту некому. Таким образом Renault неожиданно лишилась всех конкурентов. Правда, счастье оказалось недолгим, поскольку в 1936 году танковое производство Луи Рено пришлось национализировать. Да и AMR 35 ZT оказался так себе машиной. Поэтому часть заказа ушло Hotchiss и ее легкому танку Hotchkiss H 35. Ну а AMR Citroën P 103 так и остался в единственном экземпляре.

Список источников:

CAAPC

The Encyclopedia of French Tanks and Armoured Fighting Vehicles: 1914-1940, François Vauvillier, Histoire & Collections, 2014

Les Automitrailleuses De Reconnaissance Tome 2, François Vauvillier, Histoire & Collections, 2006

Другие статьи по французским легким танкам:

Char d'Assault Peugeot, легкий штурмовой танк, являвшийся конкурентом Renault FT

История Renault FT BS (Blockhaus Schneider), или же Char FT canon de 75 S, танка поддержки на базе Renault FT

Renault FT-Kégresse и другие попытка оснастить французские легкие танки ходовой частью Адольфа Кегресса

Крайне относительная противоснарядная броня французских легких танков

История французского опытного легкого танка Renault NC 1

Renault NC-27, попытка трудоустроить легкий танк, оказавшийся ненужным французской армии

К 85-летию принятию на вооружение легкого кавалерийского танка Hotchkiss H 35

Авто
5,66 млн интересуются