Распространено мнение в современной России, что в советскую эпоху не было никакой рекламы, кроме как "Летайте самолётами Аэрофлота", да и эта реклама существовала только для того, чтобы мотивировать граждан не ездить на поезде, а именно летать. Только вот всё это неправда.
Во-первых, была и другая реклама, кроме авиационной. А во-вторых, продвижение авиационной темы было гораздо шире и глубже, чем многие сейчас думают. Просто люди стали доверять нехитрому принципу: если этого нет в Интернете, то и не было никогда.
Покажем, что было.
Ну конечно, нельзя обойтись без классики (изображение выше). Она существовала в виде открыток, плакатов и фанерных щитов - далёких предков современной уличной рекламы.
Сегодня просто невозможно представить, что авиакомпания "Аэрофлот" организует выпуск сигарет в честь себя, а на пачке будет нарисован отечественный самолёт "Сухой Суперджет", например. И самое главное, что это будет воспринято абсолютно естественно властями, обществом, СМИ. В СССР, да и в других странах, в 20-м веке это было нормой.
К слову сказать, "Стюардесса" производилась в дружеской Союзу социалистической Болгарии, но массово продавалась и в СССР. Эту марку, как и TU-134, знал каждый не то что курильщик, а вообще любой житель страны.
Теперь подбираемся к тому, что по-настоящему утеряно. То, что было возможно в социалистической системе, но непредставимо в рыночных жёстких условиях.
Аэропорт Заводское находится в Крыму, а именно под Симферополем. До 1960-х годов это был военный аэродром, а затем его отдали для нужд гражданской и государственной авиации (не путаем с международным аэропортом Симферополь (SIP), это другой аэродром).
В 2021 году стало известно, что территорию аэродрома Заводское застройщики при попустительстве властей города подвергают рейдерскому захвату, дабы выстроить там жилой микрорайон, но это уже другая история... А в советское время можно было запросто вот так приехать в аэропорт и за 2-3 рубля покататься на самолёте всей семьёй. Кто скажет, где сейчас такое возможно?
Так уж вышло: другая реклама полётов - снова из Симферополя. Прилетев в Симферополь из любой точки Советского Союза, можно было доехать до Ялты на троллейбусе за 2,5 часа и по цене 1 руб. 20 коп. за билет, а можно было полететь на вертолёте Ми-2, заплатив всего в 2 раза больше, чем за поездку на троллейбусе и при этом сэкономив 2 часа! Разве такое вообразимо сейчас?
Насколько известно автору, сейчас из аэропорта Симферополь можно попасть в Ялту по воздуху только на вертолёте, который принадлежит 5-звездочному ялтинскому отелю "Мрия Спа Резорт". Удовольствие это стоит таких денег, которые могут потратить только очень богатые люди. Например, депутаты Госдумы или владельцы крупного бизнеса.
Ещё советское государство выпускало множество открыток с изображением отечественной техники, в том числе самолётов. В этом не было особого практического смысла, но был идеологический - чтобы люди знали, что им есть чем гордиться в своей стране и знали, что выпускается в Союзе. Ту-154 был в определённую эпоху самым массовым реактивным пассажирским самолётом в СССР.
Нужно добавить, что самолёт на открытке выше - вовсе не фантазия художника. Борт Ту-154 с регистрационным номером СССР-85118 действительно был построен в 1975 году и был утилизирован лишь в 1997-м. До 1980-го года он базировался в московском аэропорту Шереметьево, а затем продолжил работать на новой базе - в аэропорту Борисполь (Украинская ССР, г. Киев).
А вот вертолёт на открытке выше вряд ли возил пассажиров. Ми-10К - это транспортная машина, вертолёт-кран, который мог поднять 12 тонн груза (груз крепился на специальной платформе под фюзеляжем между колёсами).
Теперь покажем картинку, которая более-менее связывает эпоху советской авиации и современной. Между ними десятилетия, а суть та же.
На фото пакетик растворимого кофе, с двух сторон, который можно было получить в полёте на борту самолёта "Аэрофлота". На обратной стороне - легко узнаваемая эмблема (сегодня говорят "логотип") российского национального авиаперевозчика. Так что вот так: был "Аэрофлот - Советские авиалинии", стал "Аэрофлот - Российские авиалинии", а логотип остался вовсе прежний.
И напоследок пару слов о том, что картинками не показать: в советское "доперестроечное" время авиарейсов (в смысле направлений) в стране было в десятки раз больше, чем сейчас. Например, существовали рейсы из Тулы в Ригу, из Таллина в Псков, из Вологды в Симферополь, из Нижнего Новгорода в Череповец, из Запорожья в Керчь и т.д. Расписание и цены на билеты регулярно публиковались во всех районных и областных газетах, где находились региональные аэропорты. Сейчас большинство аэропортов в районных центрах бывшего Союза закрыты и заброшены.
Если у вас есть чем поделиться по теме публикации - изображениями или информацией - прошу делать это в комментариях.