Найти тему
Охотник за Мечтой

Жёсткое воспитание: почему родитель подавляет ребёнка

Оглавление

Стремление к деструктивному доминированию над ребёнком - следствие комплекса неполноценности

Иногда ребёнок - единственное существо, над которым получается доминировать у того, кто во всех остальных случаях довольствуется ролью жертвы
Иногда ребёнок - единственное существо, над которым получается доминировать у того, кто во всех остальных случаях довольствуется ролью жертвы

Когда мама - бегемотиха

Реальная история. Наблюдаю на игровой площадке нескольких мамаш с детьми. Всё тихо, чинно: детки бегают, резвятся, мамаши болтают, грызут семечки. Идиллия. И тут она нарушается громким командным голосом одной молодой мамы:

- Куда лезешь? А ну назад! Только сейчас всё чистое на тебя одела!

Я отрываю голову от созерцания своей записной книжки и посматриваю в сторону громкоголосой бегемотихи. Та, удерживая своё чадо за руку, читает ему нотацию по поводу того, что он должен стоять с ней рядом и не лезть туда, куда она не говорила. А она никуда не говорила.

Через некоторое время опять ор:

- Ну что за ребёнок! Все дети как дети, а ты...

Я думаю о том, что все мамы как мамы, а тут... Плохо, когда твоя мама - бегемотиха. Она всё время тебе напоминает о том, что ты ничтожество и не оправдываешь её вложений.

Ещё минут десять наблюдаю за тем, как бегемотиха периодически шпыняет замученное чадо, как только то пытается проявить хоть какую-то инициативу. "А ведь ребёнок с ней ещё и живёт..." - проносится у меня в голове.

На ум приходят воспоминания людей, переживших блокаду. Тронувшаяся на почве голода женщина, кормит своего ребёнка насильно, зажав его голову между коленей, чтоб не рыпался. На почве чего съехала кукушка у бегемотихи?

-2

Инкубатор для жертвы

Нетрудно понять, к чему приведёт педагогическая политика бегемотихи: искалеченная психика ребёнка и полное отсутствие взаимопонимания между взрослеющим им и родительницей в будущем. О каком диалоге между матерью и ребёнком можно говорить потом, если его нет даже сейчас?

И как всё это "воспитание" отразится на судьбе ребёнка - большой вопрос. Ведь мать, которая ближе всего к нему из всех живых существ, ведёт себя как тиранозавр. Что он привыкает ждать от внешнего мира? Явно не пряник. А в мире угроз как правило вырастают люди с комплексом жертвы.

Кстати, именно комплекс жертвы угадывается в мамаше, желающей (хотя, наверняка не осознающей) доминировать над беззащитным ребёнком. Вся её "забота" - откровенное доминирование. Почему она желает доминировать над ребёнком? Потому что присущее каждому из нас врождённое стремление к самореализации у неё прочно заблокировано.

Самореализация - это возможность проявить свою значимость, хоть в чём-то. Кто-то ради этого создаёт произведения искусства, а кто-то кривляется на камеру в "Тик-токе". Самореализация тесно связана с тем, как мы себя воспринимаем: сильными или слабыми, значимыми или ничтожными.

Если женщина не имела возможности по жизни никак себя реализовать и имеет очень низкую самооценку, привыкла терпеть постоянные упрёки от мужа и начальника, то её единственной возможностью хоть где-то показать свою значимость и утолить голод самореализации становится воспитание. При этом воспитание превращается в экзекуцию и инструментом создания ещё одного человека, поражённого комплексом неполноценности.

Во всей этой истории есть ещё один неприятный момент. Дети в раннем возрасте обучаются через импринтинг - запечатление. Они считывают манеру поведения родителей, как наиболее эффективную с точки зрения жизнеспособности. Манера "подчини или подчинишься" становится ментальным штампом, определяющим мышление человека на всю последующую жизнь.

Рудияр

Мой клуб ВК