Но так, что зритель хочет остаться внутри мягкого, «человечного», хотя и безлюдного пейзажа.
Уроженец местечка Белыничи Могилевской губернии Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля (1872–1957) полюбил леса и луга Беларуси и России в детстве – путешествуя с отцом по рекам. Тот служил в Днепровском пароходстве. Как утверждали современники, чтобы виртуозно передать самые тонкие оттенки света и цвета, Витольду Каэтановичу было достаточно пары красок. Самая любимая из них - изумрудная весенняя зелень.
Особенно художник ценил уединение и непосредственное впечатление от природы. Он считал, что самое важное – сохранить его от начала работы над картиной и до ее завершения.
Бялыницкого-Бируля обычно объединяют с импрессионистами Константином Коровиным, Игорем Грабарем и Константином Юоном, многое он взял от своего учителя Исаака Левитана. Во второй половине жизни Витольд Каэтанович даже поселился неподалеку от тех мест, где трудился Левитан, – на даче «Чайка», рядом с озером Удомля Тверской области.
Здесь он вместе с Жуковским, Степановым, Моравовым и Богдановым-Бельским основал творческое объединение и написал много замечательных картин. Другим любимым местом была Белая Дача недалеко от Минска. Художник занимался преподаванием, открывал школы и много путешествовал по Советскому Союзу.
Картины Бялыницкого-Бирули есть в музеях разных городов, но особенно тесно его жизнь была связана с Беларусью и Тверским краем.
Последний приют он обрел на Новодевичьем кладбище в Москве.