Автор: Наталья Александровна Ермакова, Преподаватель дополнительного образования высшей категории, МБОУ СОШ №6 имени Героя Советского Союза А.В. Попова, город Великие Луки, Псковская область
Здравствуйте, уважаемые друзья и гости! Сегодня наш главный герой - заяц! В старину верили, что практически каждое животное связано с различными богами и является проводником его воли.
Славяне верили, что каждый бог может превратиться в животное. Это зависит от черт самого животного. Животные имеют свой характер, являются покровителями человека. Каждый человек наделен чертами разных животных. Черты животных мы можем проследить в фольклоре славян. Славяне создали огромное количество сказок, былин, где героями, наряду с человеком, являются различные животные. Они оказывают человеку помощь, могут вредить ему. Животные живут по своим законам. Эти законы подчас жестоки, но всегда справедливы. В славянской мифологии есть предания о людях, которые превращаются в различных животных: в волка, в рысь и других.
Славянские прялки, полотенца украшались орнаментами, в которых легко можно проследить изображение того или иного животного. В более поздний период появились и изображения на ставнях домов, наличниках.
В народе зайца называют по-разному: выторопень, кривень, лопоухий, беляк, скоромча, ушкан, косой, биллей, зец. Причем, для разного времени года у зайца свое название: весной он яровник, летом – летник или травник, осенью – листопадник, а с приходом зимы – настовник. И заяц-русак, и заяц-беляк – степное и лесное животное соответственно, было в почете у славян на одном уровне – он символизировал молодую силу, мощь нарождающейся жизни, плодовитость и продолжение рода.
Заяц, как и глухарь, был посвящен Яриле — весеннему богу солнца и продолжения рода. Заяц хитер и этим спасает себе жизнь, противостоя грозной, но не очень разумной силе прочих животных. С ним часто соотносили весеннее безумие, наступающее в марте. Предчувствуя радость любви, обычно осторожный заяц теряет голову и легко попадает в лапы хищников. Несмотря на свою трусливость, заяц всегда бьется до конца, отбиваясь от врага мощными задними лапами.
За быстроту и легкость, зайца сравнивают то с лучом света, бегущим по воде, то с синими искорками на угольках костра. Индийцы считали зайца (saya) лунным животным, из-за его белой шубы, сравнивая с отблесками луны на водной глади. С приходом христианства, образ зайца, как древнего тотемического животного, был объявлен нечистым. Отсюда и примета — перебежал заяц дорогу, быть беде. ‘Пень тебе да колода, нам путь да дорога’, — говорят вслед убегающему зайцу, чтобы отогнать беду.
Часто быстрых зайцев сравнивали с молниями, верным спутниками громового бога Перуна. Молнии называли еще морскими зайчиками, которые купаются в море дождя, стремительно рассекая водяные струи. Зайцы, как и другие грызуны — белки и бурундуки имеют крепкие зубы, разгрызающие самое крепкое дерево, подобно молниям. Зайцы и белки несли с собой бурю и ненастье, губительное для людей. Плывущий в бурю никогда не упоминал имени зайца, опасаясь гнева водяного. Первая весенняя охота на зайца посвящалась верховному богу — громовику и символизировала приход нового сезона. Как Перун преследовал трусливые молнии, которые спешили укрыться от его гнева в темные тучи, так и охотники загоняли зайцев и белок, во славу громовика.
Время зайца — начало весны. Цвета — белый и серый
Пословицы и приметы:
— Без собаки зайца не поймаешь
— Коня положили, да зайца уходили
— За двумя зайцами погонишься, и одного не поймаешь
— Заяц по селу бежит — к пожару
— Заяц дорогу перебежал — к несчастью
Благодарю за внимание!!!