То, что Голливуд основали выходцы из Российской Империи, вы, конечно же, в курсе, а вот почему создатель фантастической саги «Звездные войны» Джордж Лукас назвал нашего соотечественника Павла Клушанцева, советского изобретателя, кинооператора, кинорежиссёра, сценариста и писателя крестным отцом своих фильмов и, приехав впервые в Россию в годы Перестройки просил наших чиновников устроить ему встречу со своим кумиром, я сегодня расскажу. Кстати, чиновники отказали именитому режиссеру, даже говорят удивились, мол не знаем такого. Возможно, и правда не знали, а может и слукавили.
Павел Владимирович Клушанцев (25 февраля 1910, Санкт-Петербург — 27 апреля 1999, Санкт-Петербург) заслуженный деятель искусств РСФСР аж с 1970 г. Именно он создатель первых фильмов со спецэффектами. Права на прокат его фильм «Планета бурь», снятый на знаменитой киностудии «Ленфильм» приобрели 28 стран мира. Успех для 1962 года небывалый по меркам мирового кинематографа! Клушанцев автор множества изобретений, кинотрюков, технических приспособлений, методов и приёмов комбинированных съёмок, многие из которых заимствовали и до сих пор используют кинематографисты разных стран. Именно он изобрел стабилизатор камеры для съёмок с воздуха, аппарат для подводной съёмки, способ получения цветного изображения, точечного экспонометра, автофокуса. Клушанцев также придумал новые и эффективные методы комбинированных съёмок, которые заимствовали голливудские режиссёры, такие как четырежды лауреат кинопремии «Оскар» Стэнли Кубрик, режиссер фильмов «Спартак» (1960), «Космическая одиссея 2001 года» (1968), «Сияние» (1980) по одноименному роману Стивена Кинга. Учился спецэффектам у нашего Павла Владимировича и продюсер и режиссер Ридли Скотт, прославившийся своими фильмами «Чужой», «Гладиатор», «Царство небесное», «Бегущий по лезвию», «Гангстер», «Совокупность лжи», «Чёрный ястреб», «Марсианин». Перенял приемы Клушанцева Роберт Скотак, получивший двух «Оскаров» и приз «BAFTA» за спецэффекты в кинокартине «Чужие». А вот российские чиновники о Павле Клушанцеве ничего не слышали. Странно как-то. Посмотрите и запомните лицо гения, именно ему мы обязаны впечатляющими спецэффектами в фантастических и не только фильмах.
В отличие от Джорджа Лукаса, американский постановщик спецэффектов Роберт Скотак был более настойчив. Уж не знаю как и кто ему помог, но в 1992 году он разыскал Павла Клушанцева. Пришел к нему прямо домой в скромную квартирку в Санкт-Петербурге. Времена, как вы помните, в нашей стране в 90-е были тяжелые, в общем, желая передать потомкам свои знания и изобретения, Павел Клушанцев безвозмездно отдал Скотаку описания, фотографии и чертежи всех своих кинотрюков. Скотак не растерялся и использовал профессиональный опыт гения в своих фильмах, в том числе, в съёмках «Терминатор 2: Судный день», за который, между прочим, получил премию «Оскар» в номинации «Лучшие спецэффекты».
Вот пишу сейчас эти строки и гордость переполняет за великий, талантливый русский народ. Сколько ж гениев рождает земля русская! А с другой стороны немножко обидно за страну. Конечно, у искусства и науки нет национальности, таланты и великие умы творят на благо всего человечества, но, мне кажется, было бы лучше, если российский кинематограф, воспользовавшись опытом нашего соотечественника Павла Кушанцева, выпускал такие блокбастеры, которые бы шли в прокате по всему миру и приносили в бюджет миллиарды рублей. А вы как думаете? Поговорите со мной об этом.
А вы уже посмотрели фильм «Новая жизнь», доказывающий, что возраста не существует?
Андрей Ургант о роли отца в жизни и фильме "Девушка на миллион"
Мария Ефремова, режиссер, сценарист, актриса