Найти в Дзене
Модная лавка 19 века

Современницы Анны Карениной на портретах и фотографиях

Я размещала их много в статьях о женской моде 1870-х. Но остались такие, которые никуда не вошли, а они заслуживают внимания.

Например, портрет этой роскошной дамы, созданный в 1878 году.

  • Фрау Ядвига одета в платье из атласа цвета топлёного молока. Его нежный тёплый оттенок подчёркивают белые кружева. Бледные розовые розы в корсаже и причёске гармонируют с цветом наряда.

Оборки на юбке расположены косо, как было модно в тот год.

Карл Гуссов. Фрау Ядвига Воворски, 1878 год.
Карл Гуссов. Фрау Ядвига Воворски, 1878 год.

Интересная деталь этого портрета – веер. Он не с тканевым экраном, а из страусиных перьев. Или это перья марабу? Не знаю! Скажу только, что на портретах веера из перьев встречаются редко, хотя они были в моде.

Вот похожий веер на фотографии.

Веер из перьев, около 1900 года.
Веер из перьев, около 1900 года.

А вот потрет дамы 1874 года, когда носили пышные турнюры. Её платье тоже из атласа. Или из шёлка «дюшес», похожего на атлас.

Вы видите небольшое декольте? А оно там наверняка есть. Просто кружевная отделка его закрывает. На лифе – банты в кружевах, и такие же – на юбке.

Раймундо Мадрасо. Клотильда де Кэндамомадрасо, 1874 год.
Раймундо Мадрасо. Клотильда де Кэндамомадрасо, 1874 год.

Мария Кристина Австрийская, будущая королева Испании (1858-1929). Сколько лет ей на первом портрете? Наверное, шестнадцать. Или семнадцать, если фотография сделана в 1875 году. Это был последний год, когда носили платья с большими турнюрами.

Наряды с большими турнюрами во всём великолепии. 1873-1874 годы.

Мария Кристина Австрийская, будущая королева Испании. Первая половина 1870-х.
Мария Кристина Австрийская, будущая королева Испании. Первая половина 1870-х.

На этой фотографии Марии Кристине, наверное, 21 – 22 года. Такие узкие платья в сочетании с высокими причёсками носили в 1879 – 1880 годах.

Самые узкие платья в 19 веке. Мода 1880-1881.

Мария Кристина Австрийская, будущая королева Испании. Конец 1870-х.
Мария Кристина Австрийская, будущая королева Испании. Конец 1870-х.

Великая княжна Ольга Константиновна (1851 – 1926). Дочь Великого князя Константина Николаевича Романова. С 1867 года – жена короля Греции Георга Первого. Женщина с интересной судьбой, на долю которой выпали тяжёлые испытания в преклонном возрасте из-за политических событий в Греции и России.

Ольга Константиновна запечатлена в платье с пышным турнюром и немного завышенной талией, как носили в начале 1870-х.

Ольга Константиновна, Великая княжна, жена греческого короля Георга Первого.
Ольга Константиновна, Великая княжна, жена греческого короля Георга Первого.

Ольга Константиновна, жена греческого короля Георга Первого.
Ольга Константиновна, жена греческого короля Георга Первого.

Портрет дамы в бальном наряде. О нём нет информации, кроме имени художника. Если судить по причёске и пышному турнюру, это 1869 – 1874.

  • На шее дамы – бархатка и колье из жемчуга. Такое сочетание украшений носили в те годы. Казалось бы, нужно что-то одно, но… Дамы очень любили бархатки! А появиться на балу с одной только бархаткой для замужней дамы было «не по чину».

Прически времён Анны Карениной. Необычные украшения из жемчуга и бриллиантов и бархатки.

Hugo Salmson. Женский портрет, около 1870 года.
Hugo Salmson. Женский портрет, около 1870 года.

Портрет Великой княгини Марии Фёдоровны, 1874 год. Написан в Крыму, в Ливадии, где любила отдыхать царская семья.

Мария Федоровна стоит прямо, и мы не видим, что турнюр её платья пышный. Зато можем рассмотреть изящную отделку наряда и бархатку с жемчугом.

Жёлтые и розовые розы. Казалось бы, пестро. Но… убери розы одного цвета, и портрет потеряет часть своей прелести.

Генрих фон Ангели. Портрет Великой княгини Марии Фёдоровны, 1874 год.
Генрих фон Ангели. Портрет Великой княгини Марии Фёдоровны, 1874 год.

А эта фотография сделана 5 лет спустя, когда платья стали облегающими. Платье для визитов от Модного дома Ворта.

Цесаревна и великая княгиня Мария Федоровна с детьми и мопсом. Слева направо: Георгий, Ксения, Николай.1878 или 1879 год.
Цесаревна и великая княгиня Мария Федоровна с детьми и мопсом. Слева направо: Георгий, Ксения, Николай.1878 или 1879 год.

Графиня Екатерина Павловна Шереметева (1849 – 1929). Внучка поэта Петра Андреевича Вяземского. Дама образованная и во всех отношениях достойная, занималась благотворительностью, наукой.

На портрете ей – 28 лет.

При взгляде на этот портрет вспоминается описанием наряда Анны Карениной на балу. Хотя платье графини Шереметевой не бальное:

«...ее прелесть состояла именно в том, что она всегда выступала из своего туалета, что туалет никогда не мог быть виден на ней. И черное платье с пышными кружевами не было видно на ней; это была только рамка, и была видна только она, простая, естественная, изящная»...

Но какая роскошная рамка! Красивые ажурные кружева, бант с брошью. И целых четыре ряда не очень крупного жемчуга.

К. Маковский. Портрет Екатерины Павловны Шереметевой, 1877 год.
К. Маковский. Портрет Екатерины Павловны Шереметевой, 1877 год.

Другие мои статьи близкой тематики:

Зимние шубки с турнюрами времён Анны Карениной.

Разноцветно-синее платье Анны Карениной. Как оно могло выглядеть?

Не забывайте ставить лайки, если вам понравилась статья. И подписывайтесь на канал!