Найти в Дзене
Исторические сражения

Кого боялись британские офицеры в войне за независимость США

Они несли существенные потери, даже не понимая, откуда ведется по ним стрельба... На первом этапе войны за независимость Американских колоний повстанцам как-то не везло. Натасканные британцы раз за разом громили мешковатых солдат континентальной армии, и только малочисленность экспедиционного корпуса мешала разобраться с проблемой максимально скоро. Ситуация объяснялась не отсутствием мужества или патриотизма у колонистов, а выбранной тактикой – общепринятой на тот момент и единственной, упоминаемой в уставах и наставлениях. То есть линейной. Получалось, что восставшие пытались играть на поле британцев по их же правилам. Но что может противопоставить толпа фермеров и трапперов профессиональному солдату? Только возможность поупражняться в стрельбе и штыковых приемах. Глупо использовать в борьбе с врагом прием, о котором знаешь только понаслышке, и который твой противник тренировал с детских лет. Поэтому повстанцы стали лихорадочно искать противоядие против красномундирной интоксикации.

Они несли существенные потери, даже не понимая, откуда ведется по ним стрельба...

На первом этапе войны за независимость Американских колоний повстанцам как-то не везло. Натасканные британцы раз за разом громили мешковатых солдат континентальной армии, и только малочисленность экспедиционного корпуса мешала разобраться с проблемой максимально скоро. Ситуация объяснялась не отсутствием мужества или патриотизма у колонистов, а выбранной тактикой – общепринятой на тот момент и единственной, упоминаемой в уставах и наставлениях. То есть линейной. Получалось, что восставшие пытались играть на поле британцев по их же правилам. Но что может противопоставить толпа фермеров и трапперов профессиональному солдату? Только возможность поупражняться в стрельбе и штыковых приемах.

Глупо использовать в борьбе с врагом прием, о котором знаешь только понаслышке, и который твой противник тренировал с детских лет. Поэтому повстанцы стали лихорадочно искать противоядие против красномундирной интоксикации. И довольно скоро нашли – из арсенала индейцев, не признававших тактических сложностей и предпочитавших индивидуальную тактику рассыпного боя. Правда, чудеса требовали подготовки и удавались не всегда.

Британские солдаты против континентальной армии в войне за независимость США. Иллюстратор: Johnny Shumate
Британские солдаты против континентальной армии в войне за независимость США. Иллюстратор: Johnny Shumate

Суть сводилась к простым постулатам. Не воевать в чистом поле, не сходиться в штыковой, бить из засад, при организации противником контратаки откатываться, не принимая контактной драки. А еще не ждать завершение перестроений и команд. Бить по мере готовности оружия и желательно прямо на ходу, влет, пока каре или иной строй еще не сформирован, или противник находится на марше. Не ждать пауз и законченных фаз.

Понятное дело, что часть ополченцев обучить таким премудростям с нуля за короткое время попросту невозможно. И нужен кто-то с базовыми навыками. Так что опытных бойцов из числа охотников и ветеранов индейских войн искали и объединяли в отдельные, особые части. Их не считали пушечным мясом и старались беречь – как современную войсковую разведку или спецназ.

Хорошим примером подобной инициативы может служить легкая пехота генерала (на тот момент полковника) Даниеля Моргана. В них набирали отборных стрелков (в основном из Пенсильвании, Каролины и Виржинии), прошедших проверку своих навыков. То есть, сдавших некий вступительный экзамен – тест на меткость.

Командир легкой пехоты в битве за Саванну, 1779 год. Иллюстратор: Graham Turner
Командир легкой пехоты в битве за Саванну, 1779 год. Иллюстратор: Graham Turner

Основным оружием в части Моргана служил не стандартный армейский мушкет, а Пенсильванская длинная винтовка (она же винтовка Кентукки). По сути, гражданское, промысловое оружие, не совсем подходящее для тогдашней общепринятой войны. Винтовка не имела штыка в принципе, отличалась хрупкостью конструкции. Плюс изрядная длина оружия – укороченная разновидность Хокена появится только в 1820-м – затрудняла манипуляции с ней и в бою, и в походе. Да и разброс калибров существовал немаленький – от 0,32 до 0,48 и даже 0,50 (по британской системе обозначений). Что затрудняло снабжение частей. И солдатам приходилось самостоятельно лить пули.

Вместе с тем имелись и плюсы. Нарезы и длинный ствол позволяли уверенно поражать цели на запредельных дистанциях – вдвое, а то и втрое превосходя по дальности стрельбу типового мушкета. А еще маленький калибр (тогда 0,50 для мушкета считался мелкашкой, а уж 0,32 и вовсе игрушкой) позволял экономить порох и свинец, ну и носимый боезапас бойца заметно увеличивался. Важно было только тактически верно применить такое преимущество, выявить его в бою, использовать с максимальной пользой.

Моргановские стрелки. Иллюстратор: Don Troiani
Моргановские стрелки. Иллюстратор: Don Troiani

Хорошим примером грамотных действий стрелков Моргана можно считать битву при Саратоге. В ходе этого сражения солдаты Моргана уже в самом начале выбили в передовой роте практически всех офицеров, а потом, как только приходилось туго, откатывались в лес для передышки. К концу сражения у британцев, по сути, не осталось ни одного не побитого офицера, а две трети артиллерийской прислуги оказались в числе безвозвратных потерь. Не говоря уж о прорехах в рядовом составе.

Но упомянутая битва проходила в условиях, благоприятных для применения егерской тактики повстанцев. А как быть, если бойня проходит в чистом поле, а перезарядка дульнозарядной винтовки раза в два-три медлительней? Ведь англичане тоже не дураки, и поступали так, как им подсказывала логика – не вступать в перестрелку с ребятами Моргана, а сразу, предельно спешно рвать дистанцию (бегом, без всякого перестрелочного петтинга) и ударять в штыки. Толковый командир и тут умел найти выход.

Сражение при Кингс-Маунтин, 1780 год. В этом бою погиб английский офицер Патрик Фергюсон. Иллюстратор: Don Troiani
Сражение при Кингс-Маунтин, 1780 год. В этом бою погиб английский офицер Патрик Фергюсон. Иллюстратор: Don Troiani

Снайперы Моргана строились на подходящей вершинке (годился любой холмик в чистом поле) и встречали красные мундиры меткой стрельбой. За ними, в сотне-полутора ярдах, невидимые для британцев, строились обычные мушкетеры. Стрелки, выстрелив сколько успевали, бегом отступали за позиции своих мушкетеров. Британцы часто решали, что обратили врага в паническое бегство, начинали преследование. Ну и натыкались на мушкеты и штыки. Пока шла возня с этим препятствием, застрельщики Моргана успевали перезарядиться и присоединялись к своим солдатам, а то и просто поддерживали их огнем. Так что время огневого контакта увеличивалось в разы и многие красные мундиры набирали дополнительной красноты на кашенильном фоне.

Об эффективности тактики Моргана говорит тот факт, что британский майор Патрик Фергюссон, в общем-то, придумавший куда более совершенное и скорострельное оружие, чем кентуккийская винтовка, так и не сумел отказаться от общепринятого линейного боя. За что и поплатился – он погиб (точнее получил смертельное ранение) как раз в стычке со своими оппонентами из стрелков Моргана. Когда пытался прервать затянувшуюся перестрелку и начать упражняться в фехтовании.

× Поддержите нас в телеграме: @battlez

Не забывайте ставить "пальцы вверх" и подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала