Найти тему

Психиатр (психолог) перед детским садом в 2 года. Что проверяет, с чем дочь не справилась.

Оглавление

Доброго всем времени суток!

7 апреля нам пришло направление в сад. С этого дня у нас есть 30 дней, чтобы сдать необходимые документы в сад. В том числе медицинскую карту, форма 026/у.

9 апреля мне позвонили из садика, уточнили в какой стадии оформления у нас медицинская карта и знаю ли я список документов. В свою очередь я уточнила про необходимость осмотра психологом. Для детей старше 2-х лет (на момент начала посещения в сад) осмотр психолога необходим. НО за родителями остаётся право написать отказ от психологического обследования.

Я подумала и решила, что мы сходим на осмотр. Предпочитаю знать, с чем ребёнок не справляется, и в каком направлении нам нужно больше заниматься. Сразу скажу, что ничего страшного в посещении психиатра нет. Были мы в кабинете минут 20-25. Принципиально нового я ничего не узнала. Я знаю, какие нормы развития проверяют у 2-х летних детей, и знаю слабые места в развитии дочери.

На момент обследования дочери было 1 год и 8 месяцев. Не справилась она примерно с 30-40% заданий. Но в заключении ей написали, что развитие соответствует возрастной норме.

Что проверяли:

1. Откликается ли ребёнок на своё имя. Дочь зовут Агния, сокращённо зовём Агуша. Врач как только мы вошли, поздоровалась с ней: Здравствуй, Агния! Что-то доброжелательно ей рассказывала. (так все обследования проходят, сначала настраивают контакт с ребёнком, чтобы был спокойный эмоциональный фон) Затем врач у дочери спросила: Как тебя зовут?... Покажи, где Агуша?

Дочь своё имя не называет, на себя не показывает. Но понимает, что обращаются к ней. Можно её позвать по имени из соседней комнаты и она придёт. По этому пункту нам поставили минус.

2. Покажи, где твоя мама. Покажи, как ты маму любишь. Дочь оставила этот вопрос без ответа. Даже голову не повернула в мою сторону. В конце осмотра, когда мы с врачом разговаривали, она реабилитировалась, позвала меня, чтобы привлечь к себе внимание. Потом и на колени залезла обниматься. Сначала минус поставили, потом плюс :)

Агния
Агния

3. Знание цветов. Точнее сличение (сравнение) цветов. Нормой для 2-х летних детей является нахождение по образцу трех цветов - красного, жёлтого, зелёного. Задания бывают такого плана - подбери к жёлтой куртке жёлтую шапку (дают картинку с жёлтой курткой и три карточки с шапками разных цветов). Искать цвет по названию (покажи зелёный) и называть цвет (какой это цвет?) в этом возрасте дети ещё не должны. Это задание достаточно сложное для малышей, так как цвет для детей не является существенным признаком. То есть опытным путем что-то квадратное в круглое отверстие не засунуть, а синий шарик и красный шарик прекрасно помещаются в одно и тоже отверстие. Цвет опытным путем проверить сложно. Листайте галерею, 3 фото, пособия для изучения цвета в ясельной группе.

Агуше было предложено найти квадрат такого же цвета. То есть ей дали зелёный квадрат и перед ней положили три квадрата. С заданием она не справилась.

Примерно такой смысл, только квадраты. один дали, три лежало на столе
Примерно такой смысл, только квадраты. один дали, три лежало на столе

Цвета она действительно не знает. Но иногда она замечает, что они есть. Вот, например, она заметила, что желтый шарик вставлен не туда и переставила его:

Про развитие зрения и нормы усвоения цветов я писала в статье: Какие цвета и в каком возрасте видят малыши. Как развивается зрение 🔴🟡🟢🔵

После посещения психиатра мы стали тренировать цветовосприятие и цветоразличие. Подробнее, про игры на усвоение цвета можно почитать тут: 1г 8 мес. Начинаем учить цвета. Какими пособиями и методиками пользуюсь.

4. Найди такую же картинку. Задание было аналогично предыдущему, но с картинками. На картинках были нарисованы предметы: чайник, стул, мишка и другое. Агуше нужно было найти такую же, какую ей дали. Тут сложностей не возникло, всё показала, положила.

Примерно так
Примерно так

5. Указательный жест (покажи где...) Была странная картинка, типа открытки, примерно такая:

-6

Только на нашей картинке девочка и монах были. Покажи, где девочка? Покажи, где дядя? С этим заданием дочь справилась.

6. Знание частей тела. Где твои ушки, где у тебя глазки? Потом показывали на мишке. На себе дочь показывала не охотно, на мишке показала. Поставили плюсик.

Дальше у дочки был небольшой перерыв, а врач опрашивала меня. Дочка играла с мишкой - гладила, укладывала спать, приговаривая "ми-ка бай", махала его лапкой и говорила "пока". По моему, за это дочке тоже где-то плюс поставили.

7. Навыки самообслуживания. Плюсик

Ложкой дочь ест самостоятельно с 1 года и 2 мес:

Умеет пить из кружки:

Частично одевается-раздевается:

Сон спокойный. Засыпает самостоятельно с 1 года и 2 мес. Никаких уговоров, укачивания, сказок. Просто кладу её в кроватку, Агуша укладывается как ей удобно, я выхожу из комнаты, она засыпает.

Статья: Самостоятельное засыпание. Наш путь к нему, как у нас это получилось😴

Пытается мыть и вытирать руки:

Туалетные навыки в стадии формирования (так нам написали). По факту по большому дочь на горшок просится, и делает эти дела только на горшок. Если сажать на горшок, когда ей примерно надо, то писает. Приходит сама, когда начинает писать, т.е. часть в штаны и большую часть на горшок. Ночью не писает. Днем ходит на горшок минимум через два часа, может реже писать.

С горшком я никуда не тороплюсь, всему своё время. Среднестатистический здоровый ребёнок осваивает горшок к 2-м годам. Статья: Дочке 1 г. 3 мес. и она ходит в подгузниках. Почему я не спешу? Когда приучать к горшку? + разные методики обучения

8. Избирательность в еде, пищевой интерес, аппетит. Аппетит у дочери не очень хороший. Ест она мало, но опять же она и сама маленькая. Ей 1 год и 8 мес. и она весит 10 кг 50 грамм (недавно рубеж в 10 кг пересекли). Пробует она все продукты, но не факт, что есть будет всё попробованное :)

Статья: Как накормить нехочуху. Почему ребенок плохо ест?

9. Речевое развитие.

- Первые слова в 11 месяцев. Папа, мама, дядя и т.д. Статья: 11 месяцев. Наш словарный запас

- Подражание звукам животных. Кто как говорит. "Животных" звуков дочь знает много (корова "му", сова "у-у", волк "ууу", овца, мышка, кошка, собака, курица, ворона, лягушка, змея и т.д.). Как говорит лягушка и кошка, дочь отказалась отвечать.

- Количество слов на данный момент. Нам написали 50 слов. Но моим прикидкам она говорит больше. В 1,5 года, я считала, она говорила около 45 слов. Статья: Почти 1,5 года. Какие слова говорит Агния. Онтогенез развития речи (как должна развиваться речь).

Играем в "Повтори слово", 1,5 года:

Употребление глаголов в речи. Глаголы дочь употребляет активно - дай, пить, пойдём, гулять, катать, моем, иди, беги, лови и т.д.

Употребление фраз. Фразы из двух слов употребляет с 1 года и 7 мес. "мишка бай", "папа где", "дай пить", "мама пойдем", "папа бика" (папина машина), "ки-ка пропала" (киска убежала от нее).

Посещение логопеда. Логопеда мы не посещаем, но слушаем логопедические распевки и занимаемся развитием речи по книге О.А. Новиковская "Большой альбом по развитию речи для самых маленьких" 📚

10. Башни из кубиков. Башни дочь строит. По нормам дети возрастом 1-1,5 года строят башню из 3-5 кубиков, а старше 1,5 лет из 5-7 кубиков. Агния может поставить сама 7 кубиков.

Хорошо, что не спрашивали про пирамидки. Дочь собирает их хаотически, без учёта размера.

11. Наличие жестов "да" и "нет". "Нет" показывает поворотами головы в стороны, иногда говорит "не-не". "Да" жеста нет, на вопрос "Будешь яблоко?", она обычно отвечает "ням-ням" или "дайте".

12. Сюжетно-ролевые игры, как играет игрушками. Говорит по телефону (телефоном может быть деталь от Лего), кормит куклу, сажает на горшок мишку, катает машину и т.п.

Пример сюжетно-ролевой игры в 1 г. 5 мес. (катает куклу с горки, сажает куклу на горшок, пьет из пустой игрушечной чашки):

13. Рисование. Спрашивали рисует ли круговыми движениями и штриховыми. Имеется ввиду не круги и черточки (палочки), а именно движения кисти. Агуше дали карандаши, она с удовольствием порисовала.

Агушин рисунок
Агушин рисунок

Статья: 1 г. 7 мес. У дочери проснулся интерес к рисованию и это явно не мои гены :)) Первые "рисунки"

14. Складывание картинок-половинок. Минус. Из двух частей нужно сложить картинку. Агуша складывает половинки рядом, но не обращает внимание, что на них нарисовано. Картинки были типа таких:

Из открытых источников
Из открытых источников

Ранее я показывала дочке кубики с картинками. Там, где 4 кубика складываются в картинку. Её не заинтересовало. После посещения психолога я купила такую игру. На первом фото Агуша складывала картинки сама, листайте, 3 фото.

Спустя неделю тренировок, после посещения психиатра:

15. Знание понятий "большой-маленький". Поставили минус. Но я думаю, что дочь это знает. Был показан чистый лист А4 и чистый лист чуть поменьше, примерно на 5 см в высоту. Надо было показать какой листок большой, а какой маленький. Думаю, что если бы показали большого мишку и маленького, дочь бы показала, кто какой.

16. Знание понятий "один-много-ничего" . Поставили минус. Были высыпаны счетные палочки. Предложили взять одну палочку, потом дать одну палочку врачу. Агуша видела счетные палочки впервые, и они ей очень были нужны, ВСЕ. Дома на картинках она показывает "один-много". Врач предположила, что она запомнила правильные ответы на картинках.

Я не уверена, что она понимает "один", но "много" вроде бы понимает. Когда она видит собаку, она кричит: "Бака!", а когда ведут на поводке сразу несколько собак, она кричит: "Ооо! Бака!! М-ого!!!" (много собак).

из интернета
из интернета

17. Сделай по образцу. Минус. Из двух счетных палочек врач сложила букву Т. Агуше было предложено сделать такую же. Она не поняла, что от нее требуется. Опять же счетные палочки интересовали ее сами по себе. Такую фигуру нужно было сложить по образцу:

Буква Т
Буква Т

18. Пытается ли преодолеть препятствия. Везде залезает и сползает.

19. Есть ли странные привычки.

Это все задания, которые я запомнила. Возможно, что-то еще проверяли. Большая часть вопросов была на исключение аутичных черт. Для собственного спокойствия, как родителя, можно пройти опросник M-CHAT-R, который позволяет определить риск аутизма у ребенка в возрасте 16-30 месяцев. Опять же для всех людей характерно наличие отдельных аутичных черт. Для ознакомления с этой темой советую статью на канале "Всё об алалии, аутизме и ЗПР" - Как распознать аутизм и другие нарушения развития у ребенка. Первые симптомы и личный опыт

Дальше врач заполняла документы и читала наши медицинские документы. При родах у дочери была аспирация меконием, тяжелая дыхательная недостаточность, гипоксия. В родзале качали мешком Амбу, затем 12 часов на ИВЛ. До года стоял диагноз "перинатальное поражение ЦНС", "синдром двигательной недостаточности". В год сняли. Врач сразу заинтересовалась какие препараты мы пили, какие ноотропы. Была удивлена, что ничего не принимали (невролог не назначал). Только физиотерапия, массаж, ЛФК (грудничковая гимнастика). Это у нас было регулярно и ежедневно. Чем больше физически развит ребенок (в т.ч. моторные навыки), тем лучше развитие мозга, так говорят реабилитологи. Поэтому на нашем канале так много времени уделяется физическому развитию ребенка.

А Вы проходили с ребенком психолога перед садом? Что у Вас проверяли? Если у Вас остались какие-то вопросы по обследованию, пишите в комментариях, постараюсь ответить.

В каком возрасте дочь научилась делать то, что написано выше, можно почитать в статье:

P.S. Самый часто задаваемый вопрос в комментариях - это "К кому вы ходили, психологу или психиатру?". Мы были у ПСИХИАТРА.

У нас на районе есть и психолог, и психиатр. Психиатр проводит массовые обследования (типа поступления в сад). А вот если ребенок "сложный" (например, есть заболевания), то он идет на ТМПК (Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия). Там его сначала проверяют психолог и логопед. Психолог пишет заключение, в котором подводит итоги по разным разделам (зрительная память, слуховая память, образное мышление, абстрактное мышление, тревожность, энергичность, настроение и прочее), тестирование по Векслеру и ставит уровень ребенка. И уже с заключением логопеда и психолога, идешь к психиатру. В этом случае психиатр ребенка не тестирует, а опирается на заключение психолога и логопеда.

Статья про ТПМПК и обследования: Идем в школу раньше 6,5 лет. Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия (ТМПК, ТПМПК).

Я указала психолога в скобочках, так как в форме 026/у графа называется именно так "ПЕДАГОГ ПСИХОЛОГ". Отметку в эту графу нам поставил психиатр.

Спасибо за Ваш лайк! Подписывайтесь на канал - будем расти вместе!