Найти тему
Сrypto Сenter News

Вытеснение доллара: доллар по-прежнему остается королем, поскольку BTC и CBDC поднимают вызов

Оглавление

Появление цифровых денег поставит под угрозу мировое господство доллара США, но свергнуть нынешнюю мировую резервную валюту будет непросто.

Мировая валютная система была сосредоточена вокруг доллара США по крайней мере с конца Второй мировой войны, когда Бреттон-Вудское соглашение 1944 года официально закрепило восхождение доллара к неоспоримому господству. Контроль над мировой резервной валютой шел рука об руку с усилением и без того огромного геополитического влияния страны, а также с возможностью управлять огромными дефицитами при низких затратах.

Сегодня все больше экспертов считают, что гегемония доллара может пойти на спад. Уменьшение доли Америки в мировой торговле, расширение денежной мощи Китая и ожидаемая оцифровка национальных валют-все это потенциально может подорвать основы существующего финансового порядка . Итак, какую роль могут сыграть предполагаемые цифровые валюты центрального банка и децентрализованные валюты, такие как Биткойн (BTC), в формировании новой международной валютной системы?

Непомерные привилегии Америки

Одним из наиболее распространенных терминов, обозначающих чрезмерное влияние США на международную торговлю, является “денежная гегемония”, впервые появившаяся в 1972 году в книге экономиста Майкла Хадсона "Суперимпериализм". Спустя почти полвека после его публикации многие из высказанных в нем идей все еще остаются верными.

По состоянию на этот год около 60% всех валютных резервов по-прежнему распределяются в долларах. Кроме того, около 40% мировой торговли выставляется и оплачивается в долларах, в дополнение к ее 88% - ной доле в мировых сделках на рынке форекс.

Возможность чеканить валюту, которая служит мировой расчетной единицей, сопровождается рядом льгот, что ставит США в положение так называемых непомерных привилегий. Во-первых, поскольку она платит за импортные товары своей собственной национальной валютой, денежная гегемония не сталкивается с ограничениями платежного баланса. Это означает, что она не рискует потерять способность оплачивать основной импорт или финансировать дефицит текущего счета.

Будучи крупнейшей страной-должником в мире, США в полной мере воспользовались положением доллара. Поскольку все стороны, участвующие в международной торговле — правительства, корпорации и банки — всегда нуждаются в долларовой ликвидности, рынок имеет почти бесконечную емкость для новых долларовых долгов. В течение десятилетий США тратили намного больше своих средств, благодаря этому упрощенному доступу к дешевым международным кредитам.

Кроме того, эта позиция монетарного доминирования обеспечивает огромный геополитический рычаг. Отказывая странам-противникам в доступе к глобальной финансовой системе, ориентированной на доллар, США могут нанести ущерб, сравнимый — или даже превышающий — с военной интервенцией. Экономические санкции уже давно являются основным инструментом оказания давления на страны, которые Госдепартамент считает “изгоями”.

Переменчивые приливы?

Как однажды предупредил министр финансов времен Обамы Джек Лью , центральное место доллара в мировой финансовой системе зависит от готовности других стран играть по его нынешним правилам. Чтобы сохранить денежно-кредитный статус-кво, утверждал Лью, США не должны злоупотреблять экономическими санкциями, чтобы создать впечатление, что эти меры применяются только против иностранных правительств по соответствующим причинам и с достаточным обоснованием.

Нынешняя администрация почти не обратила внимания на эти слова. Президент Дональд Трамп усилил применение санкций и других финансовых ограничений против таких государств, как Иран и Китай, подняв экономическую мощь США на новый уровень. Как утверждал экономист Джеффри Сакс Это привело к формированию контркоалиции недовольных стран во главе с Китаем и Россией , которые ускорили свои усилия по дедолларизации своих экономик. По мнению Сакса, этот геополитический сдвиг в сочетании с сокращением доли экономики США в мировом валовом внутреннем продукте может привести к падению доллара как мировой резервной валюты.

Стив Кирш, генеральный директор цифровой валютной платформы M10, согласен с оценкой Саксом текущего международного положения доллара. Кирш сказал Cointelegraph, что “президент Трамп, возможно, является самой большой силой, отталкивающей остальной мир от доллара США и ищущей альтернативу.”

В то же время большинство экспертов сходятся во мнении, что потенциальная потеря долларом статуса резервной валюты-достаточно отдаленная перспектива. Даже на фоне нынешних вызванных пандемией экономических потрясений, сопровождающихся массивной инъекцией долларовой ликвидности Федеральным резервом, вера рынков в действующую резервную валюту кажется в значительной степени неизменной. Марк Флери, соучредитель и генеральный директор финансовой технологической компании Two Prime, прокомментировал это Cointelegraph:

“Во времена потрясений США по-прежнему несут большую ответственность и пользуются доброй волей. Недавние позоры страны не имеют никакого отношения к этой финансовой реальности. Зеленая спина может устать, но она все еще сильна. Чем больше мы печатаем долларов, тем больше она растет.”

Централизованные цифровые альтернативы

Одной из главных причин сохранения гегемонии доллара является инертность, присущая гигантской системе международной торговли. Поскольку все вовлеченные в него стороны десятилетиями полагались на доллар, нельзя просто взять и выбрать альтернативу, особенно если она не дает значительного повышения эффективности по сравнению со старыми путями. Однако надвигающийся рост CBDC может представлять реальную угрозу для статуса доллара ИМЕННО потому, что они могут предложить более быстрое и удобное средство обмена.

Некоторые наблюдатели отмечают, что у Китая может быть лучший шанс бросить вызов доминирующему положению доллара, если он успешно использует как свое растущее экономическое влияние, так и удобство использования своей перспективной инфраструктуры цифровой валюты. Омри Росс, главный блокчейн-ученый мультиассетной торговой платформы eToro, прокомментировал это Cointelegraph:

“В то время как китайская экономика все еще отстает от западного мира по большинству показателей на душу населения в краткосрочной перспективе, агрессивный экспансионистский подход к инновациям в физической и цифровой инфраструктуре в сочетании со значительными инвестициями в развивающиеся рынки позиционирует надвигающийся "цифровой юань" как естественного конкурента доллару.”

Росс добавил, что успешный монетарный вызов США позволит китайскому правительству безудержно влиять на многосторонние торговые соглашения, уклоняться от санкций и даже влиять на баланс вооружений. Флери из Two Prime считает, что с ростом цифровой валюты Китая в мировой валютной системе могут появиться два крупных центра силы, а некоторые другие национальные валюты окажутся рядом: “Как минимум, мы увидим биполярную мировую банковскую систему с долларами США и китайскими юанями. EUR/JPY также может быть особенно важным.”

Еще одно альтернативное видение, над которым размышляют мировые центральные банки, - это глобальная публичная криптовалюта, лежащая в основе корзины национальных валют, дизайн которой Марк Карни, бывший управляющий Банка Англии, назвал “синтетической гегемонистской валютой".”

Хотя рост CBDC кажется неизбежным на данный момент, существуют четкие ограничения на объем и вид изменений, которые могут вызвать эти централизованно контролируемые активы. Джон Дикон, ведущий финансовый сервис в блокчейн-фирме Dragon, рассказал Cointelegraph:

“Их способность нарушить глобальный статус-кво денежной системы будет ограничена нынешним увеличением локализации (из-за торговых войн и коронавируса), а также необходимостью защитить свой местный банковский сектор. Это открывает нишу для цифровой валюты, не относящейся к CBDC (то есть такой, которая не является сторонницей или подвержена влиянию экономической или торговой политики одной страны или блока), чтобы служить хранилищем ценности и средством обмена.”

Независимо от того, является ли валюта отдельного государства бумажной или цифровой, она остается обязанной национальной и международной повестке дня правительства страны, утверждал Идо Садех Ман, основатель криптовалютной фирмы Saga Monetary Technologies, добавив::

“Мы могли бы увидеть, как децентрализованная цифровая валюта поднимется на видное место в качестве деноминации резервов — это очень возможно. [...] Представляя себе будущую глобальную денежную систему, сегодня мы чувствуем себя раздвоенной дорогой: либо мы продолжаем накладывать технологию на ущербную систему, либо мы раскрываем и испытываем все возможности технологии для перестройки и укрепления глобальной денежной модели.”

Проект децентрализованной резервной валюты

В сценарии, когда доллар остается мировым валютным гегемоном или даже когда его место в конечном счете займет другая национальная валюта, нация, ответственная за мировую расчетную единицу, все равно сможет использовать свой статус через нее. Отделение монетарного доминирования от геополитической власти выглядит более осуществимым, если международная торговля найдет способ перейти на политически нейтральную валюту. По мнению некоторых аналитиков, противостояние между США и Китаем может фактически подпитывать рост той или иной формы нейтрального решения. Росс Эторо заметил:

“Геополитическая напряженность между Китаем и США, вытекающая из гонки за доминирование цифровой валюты, может стать плодотворной почвой для появления глобально независимого расчетного слоя. Учитывая, что большинство компаний предпочитают стабильную макроэкономическую среду, стимул для расчетов в нейтральной мировой валюте будет огромным. [...] Будет ли децентрализованной цифровой валютой в этом сценарии биткойн, сказать невозможно. Самые большие проблемы Биткойна по-прежнему связаны с волатильностью и принятием.”

Джеймс Во, председатель и генеральный директор венчурной компании Digital Finance Group, ставит свои деньги на эфир (ETH ), а не на биткойн, рассказывая Cointelegraph:

"Я не думаю, что биткойн может заменить доллар США, потому что одна из важных функций фиата-служить платежным инструментом. В краткосрочной перспективе нет надежного метода для Биткойна, чтобы решить его проблемы масштабируемости, поэтому он не может быть использован в качестве способа оплаты. Определение Биткойна ближе к тому, чтобы быть товаром, таким как золото. Я думаю, что Ethereum (ETH) имеет шанс стать мировой программируемой валютой."

Кирш из M10 не верит, что биткойн справится с задачей, так как считает перспективный цифровой евро наиболее вероятным претендентом на трон: “Биткойн-это система учета в облаке. Доллар США является законным платежным средством. Если есть электронный евро, выпущенный ЕЦБ [Европейский центральный банк], это может быть претендентом на доллар США, если бы было проще совершать электронные операции 24x7.”

Флери сказал Cointelegraph, что, по его мнению, биткойн имеет “близкие к нулю шансы достичь статуса резервной валюты.” Две основные структурные причины этого-его волатильность и его алгоритмически ограниченное предложение. С точки зрения денежно - кредитной политики глобальная резервная валюта должна быть гибкой. Еще одним препятствием для Биткоина является концентрация богатства, которая обещает породить “теневых квадриллионеров” в том случае, если он станет резервной валютой.

Другие наблюдатели более оптимистично оценивают шансы децентрализованных цифровых валют в конечном итоге взять на себя роль глобальной среды обмена. Майлз Пашини, основатель и директор криптоинвестиционной платформы B21, подчеркнул потенциал криптовалют, чтобы предложить более удобный способ оплаты, который получит широкое распространение:

“Если какая-либо система обеспечит более легкий доступ к средствам, более легкое движение средств и лучший инфляционный контроль, то, скорее всего, произойдет сдвиг в принятии. Это сдвиг в юзабилити, который может быть реализован с помощью большой безопасности, пользовательского опыта и платежей в режиме реального времени. На данный момент всех необходимых атрибутов не существует, но они совершенствуются, и в будущем мы, безусловно, увидим технологии, обеспечивающие эти аспекты.”

Возможно также, что появление множества альтернатив доллару приведет к многополярному соглашению, в котором ни одна единая валюта не будет обладать гегемонистским статусом. Фрэнк Шуйл, криптоконсультант и инвестор, отметил: “Большинство людей считают, что гибридная форма-это в конечном счете то, что мы получаем: государственные валюты, децентрализованные криптовалюты и корпоративные валюты.” Даже учитывая это потенциальное разнообразие, Шуйль считает, что Биткойн, как “народные деньги”, имеет лучший шанс занять выигрышное место.